Цифровой гамбит. Место Bitcoin в мировой финансовой системе
Сатоши Накамото, создавая биткоин, вряд ли предполагал, что меньше чем через десять лет его цифровая монета станет инструментом в политических играх. Новая функция у криптовалюты во многом появилась благодаря двум странам: Венесуэле и Америке.
20 января 2017 г. к власти в США пришел Дональд Трамп. Спустя год о санкциях нового президента говорил весь мир: ограничения коснулись России, Северной Кореи, Китая, Ирана и других государств. Американский политик в открытую начал вести торговые войны, о чем заявлял громко и публично.
«Когда Америка теряет миллиарды долларов на торговле практически с каждой страной, с которой ведет бизнес, торговые войны — это хорошо, и их легко выиграть... Больше не торгуем — и мы в большом выигрыше», — написал Трамп в Twitter.
Торговые войны в буквальном смысле раздробили глобальную экономику. Между странами возникли искусственные барьеры, и во многом из-за того, что в сегодняшней финансовой системе власть государств может перекрыть или остановить банковские транзакции на своей территории. Решить эту проблему способны криптовалюты, которые могут стать действующим механизмом в обходе санкций, по крайней мере, в этом был абсолютно уверен президент Венесуэлы Николас Мадуро.
Криптовалюты и санкции
В августе 2017 г. Дональд Трамп ввел экономические санкции против Каракаса, запретив покупку суверенных долговых бумаг Венесуэлы и пригрозив блокировкой операций по международным расчетам, а также замораживанием зарубежных активов, имевшихся у страны.
Спустя некоторое время президент Венесуэлы Николас Мадуро официально заявил, что его страна будет противостоять американским санкциям с помощью криптовалюты. Появился государственный цифровой токен под названием El Petro. В марте 2018 г. произошла деноминация местной фиатной валюты боливара, ее стоимость привязали к цене альткоина. Он обеспечен 5 млрд баррелей нефти, а стоимость Petro равняется цене одного барреля.
C 20 августа прошлого года в Венесуэле начала действовать новая система зарплат и цен, привязанная к национальной криптовалюте. Также появилась и программа поощрения майнинга для студентов, безработных, матерей-одиночек и других незащищенных граждан. Власти призывают жителей страны строить фермы для добычи цифровых денег. Действует и бесплатная школа, в которой граждан обучают основам криптовалют.
Весной этого года Венесуэла и Россия обсудили возможное проведение расчетов в рублях и токенах El Petro. При этом буквально за неделю до этого обсуждения минфин США ввел санкции против российско-венесуэльского Еврофинанс Моснарбанка. Американские представители утверждают, что этот банк участвовал в запуске венесуэльского альткоина Petro и именно на счета данной финансовой организации планировалось переводить деньги первым криптовалютным инвесторам.
Россия — еще одна страна, намеревающаяся обойти американские ограничения с помощью цифровых монет. В конце 2017 г. президент страны Владимир Путин поручил разработать «крипторубль». А советник президента Сергей Глазьев официально заявлял, что криптовалюты могут использоваться для обхода антироссийских санкций. Также первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников утверждал, что необходимо заменить американский доллар цифровыми деньгами при расчетах между государствами.
Однако до сих пор отечественный токен находится в стадии разработки, слишком долго правительство Российской Федерации определяет и криптовалютное законодательство. Три законопроекта были приняты в первом чтении в Государственной Думе и теперь готовятся ко второму чтению. Даты заседания переносили несколько раз, новое обсуждение ожидается осенью этого года.
С помощью собственной криптовалюты обойти американские санкции решили и в Иране. О планах по созданию национальной монеты власти страны заявляли еще летом прошлого года. В феврале 2019 г. правительство совместно с четырьмя местными банками выпустили альткоин PayMon, обеспеченный золотом.
Однако ни популярные криптовалюты, ни национальные альткоины не являются панацей от политических ограничений. Обойти OFAC — специализированный орган, администрирующий санкции, непросто. Американское законодательство запрещает вести дела с подсанкционными лицами или вступать в отношения с резидентами государств, в отношении которых введена торговая блокада, эмбарго или иные ограничения. Это относится как к прямому, так и к опосредованному вступлению в отношения с включенными в санкционный список лицами, согласно американскому закону H.R. 3364 (CAATSA). За содействие запрещенным сделкам и обход санкций может грозить 20 лет тюрьмы и/или штраф до $1 млн.
Во всех законах есть свои лазейки, поэтому власти многих стран не теряют надежды, возлагая ее именно на крипторынок, что не может не сказываться на курсах цифровых денег. Криптовалютной индустрией начинает интересоваться все большее количество людей, объемы торгов на биржах постоянно растут. К тому же негативные события в мировой финансовой системе позитивно влияют на стоимость биткоина.
Криптовалюты и торговая война США с Китаем
После того как весной прошлого года американский президент официально объявил о начале торговых войн, фондовые рынки заметно просели. Всего за несколько минут индекс Jones упал на 1,7%, а S&P 500 — на 1,4%. Однако для биткоина эта новость послужила лишь толчком, который за два дня увеличил стоимость BTC на $1000. Но масштаб влияния торговых войн на крипторынок можно оценить только сейчас.
Аналитики Bloomberg предположили, что майский скачок биткоина с $5300 до уровня выше $8500 мог быть связан с массированным выводом капитала из Китая из-за обострившихся отношений с Америкой. 10 мая власти США повысили тарифы на импорт из Китая. Это привело к тому, что юань относительно доллара резко упал, курс национальной валюты приблизился к уровню в 7 юаней за доллар. При этом биткоин по отношению к американской валюте укрепился. Конечно, это лишь краткосрочный фактор роста главной цифровой монеты, ведь китайские инвесторы, купившие биткоин, быстро продадут этот актив.
Однако исследователи Morgan Stanley считают, что в ответ на торговую войну Китая и США центробанки должны смягчить монетарную политику, следствием чего должен явиться экспорт девальвации валют и рост инфляции. Именно в странах с высокой инфляцией заметно увеличился в последнее время спрос на биткоин. Для жителей таких государств криптовалюта стала не столько инвестиционным инструментом, сколько средством сохранения стоимости.
Криптовалюта и финансовые кризисы
В 2013 г. аналитики Morgan Stanley ввели термин «хрупкая пятерка». В этот своеобразный рейтинг входили те страны, чьи национальные валюты были крайне нестабильны на фоне роста курса американского доллара. За годы состав «пятерки» менялся несколько раз. В 2018 г. в этот список попали Южная Африка, Турция, Мексика, Колумбия и Аргентина. Шестой стала Венесуэла, где на фоне острого экономического и политического кризиса возникла гиперинфляция.
27 мая Bitcoin обновил исторический максимум стоимости в Аргентине. Курс первой криптовалюты достиг рекордных показателей из-за обесценивания аргентинского песо, в апреле валюта обновила минимум по отношению к доллару, за год она потеряла больше половины цены.
В конце апреля этого года исследователи DataLight проанализировали трафик на 100 популярных биткоин-биржах и составили список стран, где наиболее активны трейдеры. Турция в этом рейтинге заняла девятое место. Высокая торговая активность в стране также связана с девальвацией национальной валюты. По этой же причине активно торгуют цифровыми монетами и в Украине. В стране есть риск девальвации гривны, поэтому жители стремятся диверсифицировать активы. Довольно высок спрос на биткоин и в Колумбии. По данным Coin ATM Radar, эта страна — лидер по количеству биткоин-банкоматов в Латинской Америке.
На биткоин и альткоины обратили внимание политики разных стран. Цифровые монеты становятся не только альтернативой фиатных средств в некоторых государствах, но и служат инструментом в политических действиях. Так, криптовалюты собираются на революцию в Северной Корее. Политическая группа «Свободный Чосон» продает документы G-VISA, которые дают право на посещение страны после «освобождения». Каждая такая виза — это токен стандарта ERC-20. Цена начинается от 1 ETH, все полученные средства идут на подготовку революционных действий.
Российский оппозиционер Алексей Навальный в рамках политической кампании принимал донаты в биткоине. Добровольное пожертвование в первой криптовалюте собирал и бывший кандидат в президенты США Рэнд Пол, а также политик Эндрю Янг. Американский представитель неонацистского движения Ричард Спенсер продвигает биткоин как валюту крайне правых.
Изначально главная цифровая монета создавалась как единственная форма денег вне политики (т.е. не связанная с банками, властью и регуляторами). Однако крипторынок развивается, правила игры меняются, а биткоин занимает все более значимое место в мировой финансовой и политической системах.