Что не так с TON. Юристы объяснили действия SEC
SEC подала заявление в федеральный суд Манхэттена, обвинив Telegram в нарушении закона «О ценных бумагах». Комиссия требует вынесения бессрочного судебного запрета на деятельность проекта и решения о возврате инвесторам вложенных средств.
Согласно американскому законодательству ценная бумага — это не только акции или облигации, но и любые контракты, по которым кто-то просит денег, обещая взамен часть прибыли. К ценным бумагам относятся и токены, причем позиция американского регулятора достаточно жесткая: всего несколько раз токены относили к неценным бумагам. Для этого нужно либо заранее согласовывать выпуск с регулятором и учитывать его комментарии, либо создавать абсолютно децентрализованную, «классическую» криптовалюту, объясняет кандидат юридических наук, советник компании «Томашевская и партнеры» и преподаватель программы дополнительного образования Blockchain Lawyers Роман Янковский.
По его словам, Telegram привлекал инвестиции, заключая инвестиционные контракты. В них инвесторам гарантировалось получение в будущем токенов Gram, которые можно будет выгодно продать на бирже. Инвестиционные контракты также относятся к ценным бумагам, поэтому Telegram заключал их только с квалифицированными инвесторами. Однако токены Gram планировалось провести мимо регулирования, классифицировав их как криптовалюту. SEC не согласилась с таким подходом потому, что считает токены Gram ценными бумагами. И на это есть несколько причин.
Во-первых, на Gram ничего нельзя купить, как на другие криптовалюты. Он не признан криптовалютой ни в одной стране. Следовательно, все, кто получит или купит токены Gram, не смогут использовать их как валюту, а будут использовать их как средство инвестиций.
Во-вторых, в документах распланировано на несколько лет вперед, что компания Telegram будет предпринимать действия по увеличению его стоимости и снижению рисков владельцев. А это похоже на ценные бумаги, ведь именно от действий компании зависит их прибыль.
В-третьих, размещение Gram следует рассматривать в комплексе с первоначальными инвестиционными контрактами как единую деятельность по привлечению инвестиций. Следовательно, на него нужно распространить тот же режим ценных бумаг, что и на инвестиционные контракты.
И в качестве заключительного довода Янковский называет то, что токены Gram запрограммированы на массовую перепродажу, которая быстро станет неконтролируемой. Таким образом, фактически токены Gram являются ценными бумагами, и, а их выпуск — крупномасштабным размещением, которое нужно было регистрировать по правилам ценных бумаг, чтобы оно было законным.
Руководитель Центра Россия-ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко отмечает, что организация экономического сотрудничества и развития, в которую входит 36 стран, включая США, разрабатывает рекомендации по регулированию криптоэкономики: механизм ICO при должном «мягком» регулировании может стать эффективным инструментом для привлечения финансирования. Поэтому ОЭСР с 2018 года призывает страны создавать специальные инструменты регулирования для развития отрасли, в том числе не применять к токенам «жесткие требования» законодательства о ценных бумагах в силу их архаичности.
Эксперт Центра Россия-ОЭСР РАНХиГС Иван Ермохин также считает, что в настоящее время страны только формулируют такие меры. Так, например, в Швейцарии в сентябре 2019 г. было опубликовано Руководство, в котором отмечается, что в зависимости от базового актива стейблкоина может применяться банковское законодательство или законодательство о фондах к эмитенту. Несмотря на существующие опасения со стороны регулирующих органов различных стран, представляется, что рынок криптоэкономики продолжит развиваться и меняться, адаптируясь под законодательное регулирование и привлекая все больше участников.
Менее позитивно настроен член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Юрий Брисов. Он считает, что претензии SEC к TON не сильно отличаются от исков Utility v. Security, в которых Комиссия с 2017 года доказывает, что продажи блокчейн-токенов должны проходить по всей строгости размещения ценных бумаг (IPO). Если компания, проводящая ICO, не использует все дорогостоящие и растянутые во времени механизмы проведения правильного IPO, то нарушается закон США о ценных бумагах (Securities Act of 1933). В этом и обвиняют и команду Дурова. Однако продажа токенов разрешена в США, а предприниматели пытаются найти модели привлечения средств, которые были бы не так дорогостоящи, но при этом не нарушали закон. Именно по такой модели реализовывали привлечение средств в проект TON.
Нарушение закона, в котором обвиняют создателей токена Gram, по сути, не фиксирует нарушение, а лишь предполагает его возможность. Особенность обвинений в нарушении Sections 5 (a) and 5© закона о биржах и ценных бумагах, во многом носит превентивный характер. Если SEC, видит, что предложение инвестиционного продукта имеет внешние признаки нарушений (prima facie basis) Комиссия подает суд, чтобы приостановить продажу и разобраться.
По словам Брисова, политически поведение SEC вполне обосновано. Практически бежавший из России предприниматель, который открыто отрицает действующий в его государстве закон, перебирается в офшорные юрисдикции и начинает блокчейн-революцию. Собирает деньги, не установив, похоже, нужные контакты с SEC. Проект уже собрал 1,7 млрд долларов, из которых почти полмиллиарда — от американских инвесторов. Даже если бы такой проект был почти совершенен, риск слишком велик, чтобы SEC не предприняла все возможное для защиты американских инвесторов от участия в «пирамиде». Кроме того, надо учитывать, что Telegram стал тем, что согласно рекомендациям FATF (международной группе по борьбе с отмыванием доходов и терроризму) попадает в категорию VASP (сервис по работе с виртуальными активами). При этом сервис отказывается проводить требования KYC (проверка клиентов) и AML (предотвращение отмывания), которые FATF предъявляет к таким проектам.
С другой стороны, SEC тоже исходит из интереса граждан и защиты инвесторов от финансового мошенничества. Если дело дойдет до суда, во многом его исход будет зависеть от мастерства юристов, однако процесс займет не один месяц. Ситуация очень неоднозначна с точки зрения права и решающее значение может иметь то, как те или иные факты будут представлены юристами присяжным.
Заместитель председателя Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России, партнер юридической компании «Taxology» Михаил Успенский считает, что у проекта Telegram будут возникать проблемы и дальше. Так как мировая финансовая элита сплотилась, чтобы помешать Дурову c Цукербергом подорвать статус-кво на глобальном рынке финансовых расчетов. По его словам, эти опасения совсем не беспочвенны. Расчеты через мессенджеры прекрасно работают на практике. В Китае, например, давно и успешно функционирует система расчетов через популярный мессенджер wechat.
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.