Не только биткоин. Чем блокчейн полезен маркетингу
Блокчейн используется в разных сферах: финансах, логистике, государственном учете и медицине. Постепенно технология распределенного реестра входит и в маркетинг. Хотя большая часть стартапов не предлагает ничего кардинально нового, у блокчейна есть потенциал, и он может оказать положительное влияние на рынок рекламы.
Блокчейн — угроза для корпораций
Крупные компании заинтересованы в автоматизации процессов. Вместо людей используются роботы и программы, например, Uber заменил операторов приложением. Блокчейн же поможет избавиться от Uber и его комиссии в 25%, а выполнение обязательств между водителями и пассажирами обеспечат смарт-контракты.
Подобный прорыв уже частично совершил биткоин в финансовой сфере. Он позволяет делать переводы без посредников с фиксированной комиссией на любые расстояния. 20 июля 2020 г. средняя комиссия в сети первой криптовалюты составила 0,00025371 BTC — $2,33. Тем временем Сбербанк за переводы за границу берет 1,5%. Чтобы отправить $500 в Беларусь нужно заплатить банку $7,5. Чем выше будет сумма перевода, тем выгоднее использовать цифровые деньги.
Похожая ситуация наблюдается на рынке контекстной рекламы. Для заработка на рекламе владельцы сайтов подключаются к рекламным сетям, чтобы избавить себя от поиска рекламодателя. Посредники обеспечивают поток рекламных объявлений и гарантируют оплату, однако взамен удерживают комиссию — за 2019 г. доход рекламной сети Яндекса составил 25,4 млрд руб., а ведь эти средства могли разделить между собой рекламные площадки.
Популярные платформы Яндекса, Google и Facebook никуда не денутся, но блокчейн позволит создать прозрачную рекламную сеть, повысить конкуренцию на рынке рекламы и уменьшить комиссию централизованных рекламных сетей. Выгоду смогут получить все участники сети за исключением крупных корпораций.
Рекламные «плантации» уйдут в прошлое
У небольших сайтов нет сотрудников или отдела по поиску рекламодателей, поэтому им приходится соглашаться на несправедливые комиссии рекламных сетей. В результате ресурс получает часть от реальной прибыли с баннеров. Полученных средств не всегда хватит на полноценную поддержку сайта, из-за этого на рынке уверенно себя чувствуют только крупные сайты, которые работают с рекламодателями напрямую.
С повышением доходов с рекламы маленькие и средние информационные сайты увеличат бюджет на создание нового контента и составят конкуренцию более крупным ресурсам. В качестве гаранта оплаты выступят смарт-контракты. Они будут удерживать залог с рекламодателей и выплачивать деньги после показа рекламных объявлений.
Качественный трафик привлечет новых рекламодателей
Интернет по эффективности превосходит другие способы продвижения — телевидение, билборды, радио и прочее. В рекламном кабинете всегда можно просмотреть статику:
- количество показов;
- количество кликов;
- стоимость одного клика;
- данные по отдельным группам аудитории и т.д.
Однако и тут есть подводные камни. Один человек может по несколько раз в день видеть одинаковый баннер или рекламный ролик. Отдельные сайты и недобросовестные веб-мастеры накручивают показатели, из-за чего рекламодатель получает трафик низкого качества. В итоге негативный опыт приводит к разочарованию в маркетинге как инструменте продвижения.
Блокчейн и смарт-контракты имеют все шансы сделать рынок рекламы прозрачнее. За счет сетевых идентификаторов рекламодатель убедится, что его продукт просматривали живые люди. Собранная статистика окажется объективнее и поможет более точно определить целевую аудиторию для будущих показов рекламы.
Блокчейн позаботится об остальных пользователях
Крупные корпорации используют персональные данные пользователей для заработка на рекламе. Google и Facebook знают ваш возраст, местоположение и предпочтения. Сервера собирают все данные, которые вы указываете на их ресурсах. Взамен они дают бонусы в виде удобных сервисов — email, облачное хранение, социальная сеть, видеохостинг и так далее.
Блокчейн же может предложить участникам ежемесячные выплаты до $5 за указание информации о себе и активное участие в сообществе — просмотр рекламы. Оплата послужит стимулом для отключения расширений Adblock и его аналогов по блокировке рекламных объявлений.
Каждый пользователь получит сетевой номер, который объединит функции идентификатора и кошелька. Вместе с этим на добровольной основе указывается информация о вкусах и предпочтениях. Блокчейн не будет собирать данные, по которым можно идентифицировать участника — имя, номер телефона, email и точное место жительства, хотя крупные корпорации знают ваши контактные данные.
В 2018 г. в Facebook произошла утечка данных 267 млн пользователей. Это не единственный случай, когда персональная информация попадала в руки третьим лицам.
Что мешает интеграции блокчейна?
У технологии распределенного реестра есть недостатки. Они тормозят революцию и повсеместное использование блокчейна во многих отраслях, и ситуация вряд ли изменится в ближайшем будущем.
Современный пользователь стал слишком ленивым. Его окружают удобные сервисы с понятными интерфейсами. За 10 минут ему не удастся полноценно разобраться ни в криптовалюте, ни в создании кошелька, поэтому еще долгое время банковская карта будет наиболее распространенным способом для переводов и оплаты товаров.
Аналогичная ситуация произойдет с новой рекламной сетью на базе блокчейна. Даже если она и предложит нечто революционное, маркетологи и рекламодатели не ринутся сразу учиться новому и поддерживать многообещающий стартап.
По пропускной способности блокчейн пока сильно отстает от Google. Сеть Ethereum, которая использует смарт-контракты, обрабатывает 20 операций в секунду. Среди других популярных криптовалют высокой скоростью может похвастаться Ripple — 1500 операций в секунду. Однако эти показатели меркнут на фоне скорости Google, который обрабатывает в секунду 63 000 запросов.
Постепенно появляются новые криптовалюты, разработчики находят решения для увеличения скорости передачи данных. Однажды блокчейн приблизится к показателям Google, но когда это произойдет, определить невозможно.
Революции невозможны без сопротивления
Революционные решения часто воспринимаются враждебно. Не все готовы принять криптовалюту, несмотря на ее преимущества. Поэтому цифровые деньги до сих пор во многих странах имеют неопределенный статус. В Алжире, Бангладеше, Боливии и Непале, например, предусмотрена уголовная ответственность за использование криптовалют.
Крупные корпорации довольны собственным положением — им, скорее всего, не захочется увидеть конкурента в виде децентрализованной рекламной сети. Наиболее простой способ избежать конкуренции — выкупить стартап. В 2012 г. Facebook купил Instagram за $1 млрд и сохранил монополию на социальные сети в Европе и США.
Google может поступить аналогичным образом — выкупить новую рекламную сеть, провести интеграцию с AdSense и сохранить высокие комиссии. Если приобрести стартап не получится, у корпорации есть другой рычаг давления. 29 июля на слушаниях в Конгрессе США по антимонопольному делу прозвучали обвинения в адрес Google по поводу влияния на поисковую выдачу. Генеральный директор Сундар Пичаи подтвердил такую возможность — часть списков регулируется вручную для соблюдения законодательства.
Большую часть трафика маленькие и средние сайты получают с поисковых систем. Если они избавятся от рекламного рабства и отдадут предпочтение рекламной сети на блокчейне, они могут потерять позиции в выдаче Google — поисковая система может настроить алгоритм таким образом, чтобы предпочтение отдавалось сайтам партнеров по рекламе.
Впрочем, в США продемонстрировали озабоченность увеличением влияния крупных корпораций. Начавшийся судебный процесс против Google, Facebook, Amazon и Apple может сыграть на пользу блокчейну, ведь децентрализация решает проблему с монополиями.
- От анонимности до африканских бизнесменов. Как блокчейн меняет мир
- Комиссии, блокировки, сроки. В чем биткоин выгоднее банков
- За последний месяц DeFi-токены подорожали на 500-1000%. Что это такое?
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.