Цифровая одежда в метавселенных: почему так дорого?
Цены в люксовых бутиках зачастую ниже, чем на NFT-маркетплейсах. Такие бренды, как Dolce & Gabbana, Louis Vuitton всерьез смотрят на цифровую одежду, как на способ увеличить капитализацию компаний, падающую из-за пандемии и моды на осознанное потребление.
Философия и социология
Многие коллекционеры NFT, криптомечтатели и энтузиасты рано или поздно приходят в метавселенные — огромные цифровые миры, в которых можно открывать галереи и выставлять картины, проводить вечеринки и звать на них гостей, играть в казино или просто гулять и общаться.
Сейчас формируются геймифицированные социальные сети нового поколения. Они выходят за рамки двухмерной картинки и обрастают атрибутами полноценной цифровой культуры. Любая культура обладает набором визуальных составляющих и дифференцируется от других в том числе с помощью одежды.
Люди проводят время в принципиально иной медиа-среде — метавселенной. В ней есть новые способы выразить себя и провести время, по сравнению с обычными социальными сетями. У многих появляется необходимость в самовыражении, люди готовы платить за это реальные деньги, предварительно конвертировав их в криптовалюты.
Истоки и финансы
Идея владением одеждой для персонажа перекочевала в метавселенные из видеоигр. Однако теперь с популяризацией NFT и появлением миров на блокчейне у людей появилась возможность не беспокоиться об изъятии предметов или закрытии проекта — в обычных играх все принадлежит разработчикам, в том числе и сама игра. Метавселенные действуют иначе — менеджмент и владение происходят через DAO (децентрализованная организация), а одежда хранится в криптокошельке.
Сейчас формируется принципиально новый рынок, на который устремляются бренды, перекупщики и просто любители стильно выглядеть.
Например, Dolce & Gabbana анонсировали свою первую NFT-коллекцию, а в Louis Vuitton выпустили мобильную игру, в которой награждения происходят NFT-токенами. Coca-Cola на виртуальной вечеринке в честь «дня дружбы» представила коллекцию одежды, после мероприятия NFT с цифровой курткой перепродали за полмиллиона долларов.
Игровой рынок, из которого появилась индустрия метавселенных, растет год от года. По данным wax.io, 60% консольных геймеров покупают цифровые предметы в играх. Люди, играющие на PC и смартфонах, делают это реже: 43% и 33% соответственно. Годовой средний чек их трат составляет $133 для консолей, $96 для PC и $37 для смартфонов.
В 2015 суммарный объем продаж составил более $12 млрд. Пандемия форсировала рост этих цифр, эксперты компании Juniper research ожидают рост до $50 млрд в 2022 году.
Второй повод с уверенностью смотреть на рост индустрии — рост криптоэкономики. К концу августа капитализация всех криптовалют превышает $2 трлн, год назад она равнялась $250 млрд. Вся одежда в метавселенных продается за криптовалюту, и многие вселенные работают по принципу децентрализации. С увеличением размера экономики в разы увеличилась и ее популярность.
Подробнее о метавселенных
На данный момент существует три крупнейшие метавселенные и один многообещающий проект готовится к запуску.
Decentraland — проект открыли в феврале 2020 года. Все пользователи попадают в один большой открытый мир. Зайти в него можно через обычный браузер, а для регистрации понадобится криптокошелек.
В метавселенной можно создавать реалистичную графику, несмотря на то, что работает она в браузере. Пользователи могут покупать землю, загружать свой контент и создавать токенезированную NFT-одежду (wearables). В Decentraland есть своя криптовалюта — MANA.
Компания Republic Realm купила здесь землю на $913 тыс. и собираются открыть торговый центр, а в Boson заплатили за цифровую недвижимость $704 тыс. и тоже начали на ней строительство ТЦ.
Cryptovoxels — эту метавселенную запустили в июле 2018. Мир состоит из островов, которые разделены на участки и апартаменты. Он доступен из браузера компьютера и мобильных устройств. По сравнению с другими мирами, графика здесь менее реалистичная, а все вокруг вас состоит из вокселей (кубиков). Из-за упрощенной графики Cryptovoxels не очень требователен к производительности устройства.
Пользователи могут покупать участки на земле или апартаменты в зданиях и загружать туда свой контент (воксельный и 2D). Можно выпускать одежду и аксессуары. При оплате пользователи используют Ethereum.
Somnium Space — проект запустили в 2017 году. Концепция схожа с другими метавселенными — большой открытый мир. Проект доступен через программу для шлема виртуальной реальности, но также есть версия для браузера с сильно урезанным функционалом. VR-версия позволяет делать очень качественную графику, но на текущий момент развитие проекта ограничено пользовательской базой VR-шлемов.
Люди могут покупать землю и размещать там свой контент. Нет возможности создания отдельных частей одежды, пользователи могут покупать только целые аватары. Токенизация возможна 1 к 1. То есть 1 аватар равен 1 NFT. В метавселенной есть криптовалюта CUBE, ее курс достигал $5.08, а сейчас она продается за $2.42.
The Sandbox — проект, который еще не запустился. Цифровой мир будет доступен через приложение для ПК. Графика воксельная (кубики). Пользователи могут покупать землю и создавать на ней свои мини-игры. Компания Atari откроет в The Sandbox парк развлечений, а диджей Ричи Хоутин будет играть сеты.
Для кастомизации персонажа будет две возможности: 1 — создание аватара, 2 — создание «equipments» (одежда, броня, аксессуары). У еще не вышедшей игры есть свой служебный токен под названием SAND.
Примеры коллабораций
Главной вселенной для коллабораций с брендами в последние месяцы остается Decentraland. В конце июля там прошло событие, приуроченное к первому полету человека на Луну. Агентство DappCraft провело реконструкцию прилунения Apollo 11. После нее началась продажа виртуальной брендированной одежды, разработанная с согласия NASА.
В коллекции было представлено несколько видов курток разной степени редкости, а также части скафандра. Купив их, можно полностью трансформировать своего аватара в космонавта.
За последний месяц в метавселенной прошло несколько громких событий от мировых брендов: 30 июля Coca-Cola провела вечеринку, приуроченную к старту продаж коробок с NFT — в ней компания представила цифровые фирменные куртки. 9 июля обладатели прав на наследие певицы Эми Уайнхаус продавали одежду на фотовыставке, посвященной ее памяти. Американская певица Элисон Вандерленд также выпустила цифровую одежду.
Многие мероприятия в метавселенных часто дополняются раздачей брендированной одежды. Так, компания TrustSwap раздавала цифровые кепки всем пришедшим на открытие их офиса, а галерея Fluxart в честь своего открытия дарила посетителям разноцветные виртуальные штаны.
Это позволяет привлечь внимание и заинтересовать дополнительную аудиторию. Вот лишь краткий список известных компаний и проектов, которые создавали свои коллекционные предметы в Decentraland: JAY-Z, Sotheby's, Binance US, Adidas, футбольный клуб «Манчестер Сити».
Собственные бренды
В метавселенных появляются свои бренды, одним из ярчайших представителей которых является Moon Miner. Это одна из первых коллекцией одежды от стороннего разработчика, которую одобрили в Decentraland.
Костюм стал узнаваемым брендом для многих пользователей метавселенной. Moon Miner смело можно назвать первым успешным брендом, выросшим в метавселенной. Его начали портировать в другие миры, он появится в еще не вышедшем The Sandbox и других мирах.
Индустрия сейчас находится на самой заре становления. Ее можно сравнить с эпохой появления интернета или временем запуска YouTube и Facebook. Хотя до запуска чего-то по-настоящему массового, кажется, точно потребуется еще несколько лет. Марк Цукерберг, например, отмерил пять лет до окончания работы над своей метавселенной.
— Недельный объем биткоин-транзакций обновил максимум выше $8 млрд
— Токен Solana подорожал более чем на 200% за месяц. Что будет дальше
— Инвестор-миллиардер назвал криптовалюту «ограниченным запасом ничего»
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.