Это база. Зачем криптобиржа Coinbase запустила собственный блокчейн
Вторая по величине криптобиржа Coinbase 9 августа запустила собственную платформу для разработчиков криптовалютных приложений. Компания выходит за рамки одной только торговой деятельности, увеличивая доходы за счет экосистемных проектов.
Платформа, получившая название Base, представляет собой так называемый блокчейн второго уровня (L2), на котором можно разрабатывать финансовые и торговые приложения, торговать на децентрализованных биржах (DEX), разворачивать кредитные сервисы или выпускать токены (в том числе NFT).
Если разработчики будут создавать в Base востребованные приложения, Coinbase будет получать комиссию за каждую транзакцию при любом взаимодействии с сетью. Однако в комментарии для The Wall Street Journal финансовый директор Coinbase Алесия Хаас рассказала, что, вероятно, пройдут годы, прежде чем компания начнет получать от Base действительно ощутимый доход.
Запуск собственного блокчейна Coinbase состоялся после того, как биржа уже шестой раз подряд отчиталась о квартальных убытках. Компания столкнулась с заметным снижением торговых объемов и потеряла 20% активных пользователей в прошлом квартале.
Исторически прибыль Coinbase всегда зависела от торговых комиссий на бирже, однако по итогам второго квартала текущего года впервые ее неторговые доходы превысили торговые, что может свидетельствовать если не о смене, то о расширении бизнес-модели.
Первый ажиотаж
Как и другие L2-блокчейны, Base работает поверх Ethereum, делая любые операции в сети гораздо быстрее и дешевле для пользователя по сравнению с Ethereum на базовом уровне. Base группирует транзакции в пакеты, сжимает их и уже затем передает в основную сеть.
Аналогичный подход применяют и другие экосистемные проекты в сфере масштабирования Ethereum, наиболее известные и капитализированные из которых — Polygon, Arbitrum, zkSync или Optimism. Набор инструментов (стек) и фрагменты кода последнего применялись при разработке Base. Уже через несколько дней после запуска Base обошла Optimism по cуточному обороту криптоактивов в сети, но этому способствовал в основном спекулятивный интерес.
Во многом этому помогло вирусное распространение запущенного на Base проекта Friend.Tech — социальной сети, в которой можно покупать виртуальные акции, цена которых привязывается к количеству подписчиков известных личностей из криптосферы в сети X (бывший Twitter, соцсеть заблокирована в России). Информация о приложении моментально распространилось инфлюенсерами в X, за счет чего уже в день запуска его торговый оборот превысил 4,4 тыс. ETH (более $8 млн). Для сравнения, это больше, чем, например, у крупнейшего NFT-маркетплейса OpenSea.
Запуск Base в целом вышел довольно скандальным. Еще до официального релиза и появления доступного интерфейса для перевода активов в сеть существовала возможность конвертировать токены из Ethereum в Base. Некто создал в Base токен BALD и начал вливать в него ликвидность, завышая курс. Информация об этом молниеносно распространилась среди трейдеров: за один день капитализация токена выросла от 0 до $50 млн, а его цена подскочила более чем на 40 000%. Двое суток спустя создатель токена удалил большую часть ликвидности, сняв 7 тыс. ETH (более $13 млн) и 142 млн токенов BALD. Цена токена резко обвалилась, но по подсчетам наблюдателей из сообщества, создатель BALD получил более $1 млн прибыли, оставив других трейдеров с обесцененными токенами на руках.
Блокчейн для всех
На момент публикации общая стоимость активов в сети Base (total value locked, TVL) превышает $167 млн, по данным аналитического сервиса DefiLlama. Base уже поддерживают ведущие сервисы сферы децентрализованных финансов (DeFi), такие как Uniswap или кредитная платформа Aave.
По словам одного из главных разработчиков Base Джесси Поллака, Coinbase будет создавать дополнительные инструменты, помогающие пользователям оценивать надежность продуктов на платформе, но при этом не станет вмешиваться в «открытую и инклюзивную» структуру блокчейна. Этот «инклюзивный» (англ. permissionless) подход подразумевает, что любой желающий может запустить в сети приложение или токен.
Поскольку сама компания Coinbase играет ведущую роль в разработке Base, в теории ее могут привлечь к ответственности за любые недобросовестные действия на платформе. Coinbase без того находится под пристальным вниманием регуляторов. В июне Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) подала на биржу в суд, обвинив ее том, что она работает в качестве незарегистрированного брокера, что является грубым нарушением американского законодательства.
В интервью изданию Fortune Поллак рассказал, что в создании приложений на Base уже задействованы «тысячи разработчиков». Он тепло отзывается именно о независимых программистах и считает, что они «создадут следующую волну инноваций, которая изменит мир».
«Первые версии Uniswap или Compound были созданы одним-двумя людьми. Для того чтобы создать продукт на Base, не обязательно быть крупной компанией», — говорит Поллак. Он перечисляет известные ему первые приложения на Base (Parallel, Blackbird, Oak и другие), но напоминает, что в сети также разворачивается инфраструктура ведущих DeFi-проектов.
Собственный токен
«Мы ясно дали понять, что у нас нет планов по выпуску токена, — утверждает Поллак. — Наш тезис заключается в том, что Ethereum (ETH) вполне подходит для оплаты комиссий». Аналогичного подхода придерживаются и разработчики Arbitrum: нативный токен сети (ARB) не используется для оплаты комиссий и выступает лишь токеном управления (governance token). Это не помешало стоящей за Arbitrum компании Offchain Labs провести, вероятно, самый масштабный в истории криптовалют эирдроп (раздачу токенов), а капитализации токена ARB превысить отметку в $1,37 млрд.
Несмотря на заверения Coinbase, аналитики уже фиксируют в сети Base активность, свойственную так называемому «фармингу» (farming) эирдропов — искусственной накрутки действий в существующих в сети проектах с целью максимизации возможного вознаграждения в случае, если разработчики все же решатся на запуск токена и его раздачу.
По данным платформы Nansen, большинство кошельков, взаимодействующих с так называемым мостом для перевода токенов в Base, ранее неоднократно взаимодействовали с мостами для конвертации токенов в других сетях с невысокими комиссиями (Polygon, Fantom или Binance Smart Chain). Конвертация токенов через мосты традиционно была наиболее популярным видом активности, за которую разработчики проектов раздавали токены в рамках эирдропов.
Так или иначе, любая активность создает для Base сетевой эффект и, вероятно, косвенно служит росту популярности самой Coinbase в криптовалютном пространстве.
«РБК-Крипто» запустил мониторинг криптовалютных обменников. Выбирайте надежный обменный сервис с выгодным курсом на yourcryptoex.ru.