Что нужно знать предпринимателю: инструкции, тренды, изменения в законах, 29 мая, 12:51

Что такое себестоимость и как ее рассчитать

Читать в полной версии
Фото: Christopher Furlong / Getty Images

Что такое себестоимость

Что такое себестоимость

Себестоимость — это количество денег, которое тратят на производство и продажу товара или на оказание услуги. В полную себестоимость входят как прямые, непосредственно относящиеся к производству затраты, так и косвенные, которые нельзя отследить в себестоимости единицы продукта конкретно, но они влияют на себестоимость нескольких продуктов сразу (без них бизнес не сможет ничего производить — это, например, траты на юристов, налоги, содержание офиса).

Себестоимость важно рассчитывать, чтобы понимать, выгодно ли вообще продавать тот или иной продукт и какую цену надо на него установить, чтобы не уйти в убыток и, наоборот, получить наибольшую прибыль. Понимание себестоимости помогает найти способы ее снизить, улучшить финансовые показатели, спланировать бюджет и в целом более эффективно управлять бизнесом.

Этот показатель учитывают при расчете валовой прибыли — разницы между выручкой от продажи и себестоимостью проданной продукции. Если выручка оказывается меньше себестоимости, значит, что-то идет не так: либо готовую продукцию продают слишком дешево, либо процесс ее производства организован неэффективно, либо расходы на производство завышены.

Себестоимость отражена в отчете о финансовых результатах — это одна из главных форм бухгалтерской отчетности в России. Строка 2120 отчета о финансовых результатах называется «себестоимость продаж».

Фото: Getty Images

Из чего складывается себестоимость

Из чего складывается себестоимость

В полную себестоимость входят все расходы, необходимые, чтобы создать продукт. Это затраты на:

  • сырье и материалы;

  • упаковку;

  • оплату труда работников, которые участвуют в производстве;

  • ресурсы (электроэнергию, воду);

  • покупку и ремонт оборудования (в том числе отчисление на амортизацию оборудования);

  • аренду помещений;

  • транспортировку;

  • хранение;

  • рекламу;

  • содержание офиса и оплату труда административного и обслуживающего персонала;

  • охрану, юридические, консультационные, аудиторские и другие услуги, которые компания заказывает у сторонних организаций;

  • социальные отчисления, страховые взносы и налоги;

  • научные исследования и опытно-конструкторские разработки.

Иногда под себестоимостью понимают и более узкие понятия, например производственную себестоимость, то есть затраты непосредственно на создание единицы товара.

Что влияет на себестоимость

Что влияет на себестоимость

Внутренние факторы

•‎ Уровень автоматизации производства. В компании, которая использует автоматизированные системы, производительность повышается, а расходы на сотрудников и вероятность ошибок снижаются.

•‎ Внутренние процессы. Если они налажены хорошо и все подразделения работают эффективно, нет лишних сотрудников, то расходы на оплату труда будут ниже, чем в компании, где управление плохо организовано. То же самое касается и других статей расходов: разумное использование электричества и экономия на содержании офиса помогут снизить себестоимость изделий. Кроме того, не должны простаивать производственные мощности: если количество продукции станет слишком маленьким, использование ресурсов будет неэффективным. Также на себестоимость негативно влияют внутренняя бюрократия и долгие процессы согласования решений.

•‎ Качество и производительность труда. Когда сотрудники хорошо делают свою работу, снижается риск брака, то есть впустую израсходованных материалов. Высокая производительность позволяет выпускать больше продукта за единицу времени, то есть постоянные расходы (например, аренда) распределяются на больший объем продукции.

•‎ Политика закупок. От выбора поставщика и от того, какие договоренности с ним заключены, зависит стоимость сырья и оборудования, а иногда и расходы на логистику и хранение.

Фото: Tomohiro Ohsumi / Getty Images

Внешние факторы

Рыночные цены на все компоненты себестоимости. Это сырье, аренда, электричество. Если они вырастают, увеличивается и общая себестоимость. На них могут влиять разные факторы: курсы валют, если компания импортирует материалы, или погода, если для производства нужно сельскохозяйственное сырье. Может сказаться и политическая ситуация: так, санкции Евросоюза и США в ответ на военную операцию на Украине привели к тому, что многие товары прекратили поставлять в Россию и компаниям стало сложнее и дороже обеспечивать себя необходимыми сырьем и оборудованием.

Проведенный Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН в 2024 году опрос промышленников показал, что за 2,5 года санкций лишь 5% российских производителей смогли снизить себестоимость, перейдя на более дешевые аналоги. Увеличилась в последние годы и себестоимость строительства жилья, потому что подорожали стройматериалы.

Ситуация на рынке. Если конкуренты снижают расценки, компании приходится уменьшать затраты на производство (к примеру, искать более дешевое сырье). А если компания решает выделиться за счет качества, то себестоимость, наоборот, повышается: приходится вкладывать средства в дорогие материалы, инновации или наем более компетентных сотрудников. Помимо этого, конкуренция стимулирует компании больше тратить на рекламу — эти расходы тоже входят в себестоимость.

Законодательство. Изменения в налоговом, трудовом, экологическом законодательстве могут либо снизить себестоимость, либо стать причиной дополнительных расходов. К примеру, если власти введут более жесткие требования к экологичности производства, компании придется модернизировать оборудование и внедрять новые технологии, чтобы уменьшить выбросы, — затраты на производство вырастут.

В России производители обеспокоились возможным ростом себестоимости после того, как правительство ввело обязательную маркировку «Честный знак» на некоторые категории товаров: один код маркировки стоит 50 коп. без учета НДС, к тому же для ее организации нужно закупить оборудование и обучить персонал. В некоторых областях, например алкогольной, предупредили, что такая мера увеличит давление на производителя и приведет к тому, что цены на эти продукты вырастут.

Технологические инновации. Если в отрасли появляется новый способ автоматизировать работу, сокращаются затраты на зарплаты: компании теперь нужно меньше ресурса сотрудников. Если на рынок выходит новый, более дешевый материал, снижаются затраты на сырье. Пример такого нововведения — 3D-печать, с помощью которой производство деталей из самых разных материалов становится проще и дешевле.

Пример недавнего такого нововведения — 3D-печать, с помощью которой в 2022 году ученые московского НИТУ «МИСиС» впервые напечатали металлические детали для авиакосмической промышленности и автомобилестроения. Как рассказали в пресс-службе вуза, такой способ снизит себестоимость этих изделий и сократит время производства на 30–50%.

Некоторые компании уже активно используют 3D-печать на производстве: так, южнокорейский производитель шин Hankook в сотрудничестве с учеными и стартапом HM3DP разработал способ с помощью 3D-принтера восстанавливать износившиеся детали лезвий, применяемых в резке резиновых материалов для шин.

Виды себестоимости

Виды себестоимости

По набору расходов, которые учитывают при расчете, выделяют следующие виды:

  • Производственная себестоимость. Включает расходы непосредственно на процесс производства — стоимость всех использованных материалов, зарплату задействованных в производстве работников, износ используемого оборудования, а также затраты на энергоресурсы и содержание этого оборудования. Величина помогает понять, сколько стоит единица продукции сама по себе, то есть сколько денег нужно, чтобы ее создать, но не учитывает, например, расходы на ее последующую реализацию.

  • Цеховая себестоимость. Это производственная себестоимость, которую рассчитывают в конкретном цехе. Ее полезно знать, если хочется оценить эффективность конкретного участка производства.

    Фото: Scott Olson / Getty Images
  • Полная себестоимость. Включает производственную себестоимость, но не ограничена ею. В полной себестоимости помимо затрат на производство учитываются расходы на доставку, упаковку, хранение, рекламу, зарплату административного персонала, аренду офисов. Расчет полной себестоимости позволяет оценить общую финансовую эффективность компании и понять, на чем лучше сэкономить, как оптимизировать процессы и за какую сумму продавать произведенное, чтобы увеличить прибыль.

По периоду учета себестоимость делится на плановую и фактическую. Плановую себестоимость определяют на будущее, чтобы рассчитать бюджет. В ее основе лежат прогнозы, например ожидаемые траты на сырье на тот или иной период. Фактическая себестоимость основана на реальных расходах за тот или иной период.

Для планирования и бюджетирования также можно рассчитать нормативную себестоимость на базе стандартных, заранее определенных показателей и нормативов: взять теоретическое стандартное количество рабочих часов, стандартное количество сырья по стандартной стоимости и так далее.

Как рассчитать себестоимость

Как рассчитать себестоимость

Полная себестоимость единицы товара = (производственная себестоимость + коммерческие расходы + административные расходы) / количество произведенных единиц. В этой формуле: •‎ производственная себестоимость = стоимость сырья и материалов + стоимость энергии + затраты на амортизацию производственного оборудования + оплата труда занятых на производстве работников; •‎ коммерческие расходы = стоимость рекламы + стоимость транспортировки + обслуживание продаж; •‎ административные расходы = стоимость аренды + оплата труда административного персонала + расходы на содержание офиса + другие расходы (оплата услуг юристов, обучения персонала и т.д. — состав может меняться в зависимости от потребностей бизнеса).

Набор компонентов этой формулы зависит от того, чем конкретно занимается организация. Например, у компании, которая ничего не производит, а предоставляет услуги, расходов на сырье не будет. А вот затраты на содержание офиса и выплаты административному персоналу у такой компании, вероятно, займут большую долю в структуре расходов.

Фото: David McNew / Getty Images

Пример

Допустим, есть компания, которая в месяц производит 3 тыс. обычных деревянных столов.

1. Стоимость сырья и материалов = 500 тыс. руб., стоимость энергии = 100 тыс. руб., затраты на амортизацию производственного оборудования = 100 тыс. руб., оплата труда работников, занятых на производстве, = 600 тыс. руб.

Рассчитаем производственную себестоимость: 500 тыс. + 100 тыс. + 100 тыс. + 600 тыс. = 1,3 млн.

2. Стоимость рекламы = 80 тыс. руб., стоимость транспортировки = 150 тыс. руб., обслуживание продаж = 70 тыс. руб.

Коммерческие расходы: 80 тыс. + 150 тыс. + 70 тыс. = 300 тыс.

3. Стоимость аренды = 100 тыс. руб., оплата труда административного персонала = 200 тыс. руб., расходы на содержание офиса = 20 тыс. руб., другие расходы = 60 тыс. руб.

Административные расходы: 100 тыс. + 200 тыс. + 20 тыс. + 60 тыс. = 380 тыс.

Рассчитаем полную себестоимость единицы: (1,3 млн + 300 тыс. + 380 тыс.) / 3 тыс. = 660.

Итого себестоимость одного деревянного стола — 660 руб.

Как снизить себестоимость

Как снизить себестоимость

  • Найти поставщиков с наиболее выгодными условиями, чтобы меньше платить за сырье, материалы и технику.

  • Работать с персоналом: повышать его квалификацию и поощрять за хорошее качество и высокую производительность. Тогда затраченные на производство ресурсы будут приносить больше прибыли.

  • Внедрить новые технологии, которые повышают эффективность производства.

  • Экономить ресурсы. Например, чтобы снизить расход электричества, можно заменить обычные лампы светодиодными, установить автоматические системы освещения с датчиками движения и фотоэлементами и попросить сотрудников переводить компьютеры, когда устройства не используют, в спящий режим.

Вопрос–ответ

Вопрос — ответ

Как часто нужно пересчитывать себестоимость?

Это зависит от особенностей бизнеса. Раз в год каждая компания пересчитывает себестоимость, потому что этот показатель учитывается в ежегодной бухгалтерской отчетности для налоговой службы: ее сдают все организации. Некоторые компании составляют подобные отчетности чаще, раз в полгода или раз в квартал.

Однако необходимость пересчитать себестоимость может возникнуть не только для бухгалтерских отчетов. Это стоит сделать, например, при смене поставщика, чтобы учесть в себестоимости новые условия закупок; при крупных изменениях производственных процессов; при серьезных внешнеэкономических изменениях, например если происходит скачок инфляции или резко меняются валютные курсы; в случае сокращений или, наоборот, масштабного расширения в компании, когда затраты на персонал существенно падают или растут. Иными словами, себестоимость полезно рассчитать заново всякий раз, когда есть основания полагать, что она существенно изменилась. Это поможет адекватно оценивать реальные расходы на производство и устанавливать цены таким образом, чтобы не уйти в убыток.

Как себестоимость влияет на ценообразование?

Себестоимость устанавливает нижний предел цены — продавать новое изделие без брака дешевле суммы, потраченной на его производство, для бизнеса в нормальных условиях невыгодно (исключение — распродажи и акции, чтобы избавиться от лишних остатков, сэкономить на их хранении и привлечь новых клиентов). Согласно ст. 50 Гражданского кодекса, цель коммерческих организаций — получать прибыль, то есть торгующие себе в убыток компании эту цель не выполняют. Хотя постоянно продавать товар ниже себестоимости не запрещено законом, налоговая может попросить обосновать такое решение, так как это уменьшает налоговую базу.

Обычно производители отталкиваются от себестоимости, когда определяют цены своих товаров и услуг. Для этого используют, например, метод наценки: к себестоимости прибавляется определенный процент от нее.

Однако в рыночной экономике цена зависит не только от его себестоимости. Влияют спрос, то есть насколько покупатель в принципе готов платить за такой продукт, и условия, на которых аналоги товара предлагают конкуренты.

Лизинговые компании вышли на плато после волны возвратов грузовиков
Как распознать использование ИИ в резюме, тестовых и на собеседовании
Правовая профилактика за 30 минут: как защитить бизнес без юристов
Почему стоивший $17 млрд видеосервис Vimeo отправился на свалку истории
В мире — «великая передача богатства». Кто от нее выиграет
Синдром выгоревшего собственника: как распознать и остановить угрозу
10 мифов о продуктивности руководителей и подчиненных
Как продвигать частную школу в России