Бизнес, 01 фев 2019, 10:06

Счетная палата назвала причины срыва сроков строительства ЦКАД

Ведомство Алексея Кудрина выявило низкое качество проектирования, неэффективную работу заказчика — госкомпании «Автодор» — и невыполнение инвесторами своих обязательств. В результате сдать ЦКАД получится не раньше конца 2021 года
Читать в полной версии
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Почему «Автодор» срывает сроки

Счетная палата по итогам проверки Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) выявила причины, которые привели к срыву сроков ее строительства. ​РБК ознакомился с выводами аудиторов.

Правительство утвердило проект строительства ЦКАД стоимостью более 300 млрд руб. еще в 2001 году. Его заказчиком со стороны государства выступила компания «Автодор». Но сроки сдачи отдельных участков дороги неоднократно сдвигались. Серьезное отставание от графика и рост стоимости работ привели к тому, что 15 октября 2018 года президент Владимир Путин поручил Счетной палате, Генпрокуратуре и Следственному комитету проверить обоснованность удорожания ЦКАД и выполнение госконтрактов.

На 1 декабря 2018 года строительная готовность ЦКАД составляла от 0 до 66%, что не позволит завершить работы на первом, третьем и пятом участках дороги раньше четвертого квартала 2020 года, по четвертому участку, строительство которого началось только в 2018 году, — раньше второго квартала 2021 года оно не будет завершено, говорится в сообщении Счетной палаты. Изначально эти участки планировалось сдать в 2014–2018 годах.

Основными причинами срыва сроков ведомство называет «низкое качество проектирования» и «длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков». По мнению аудиторов, на всех участках ЦКАД не хватает рабочих и дорожно-строительной техники, чтобы ликвидировать отставание. «В числе важнейших вопросов для рассмотрения — срочное наращивание количества рабочих и техники, задействованных на строительстве, а также увеличение темпов работ по переустройству инженерных коммуникаций. Специалистам предстоит перенести 190 сетей, пока же переустроена лишь треть», — говорится в сообщении «Автодора» от 1 февраля по итогам выездного заседании оперативного штаба правительства, посвященного первому участку ЦКАД. Сейчас на строительстве ЦКАД задействовано 1548 единиц техники, работают 4574 человека, добавляет представитель компании. Количество персонала увеличивается: еще в декабре 2018 года на объектах было не более 4 тыс. человек, а с наступлением тепла дорожные работы активизируются, а персонал удвоится, достигнув 10 тыс.

Счетная палата с 2015 года проводит ежегодный мониторинг строительства ЦКАД и не раз докладывала о низких темпах и нарушениях сроков работ. Последний раз в апреле 2018 года ведомство заявило о многомиллиардных нарушениях при реализации проекта.

В январе 2018 года были приняты планы-графики ликвидации отставания работ на первом и пятом участках, но они не были выполнены, заявил аудитор Валерий Богомолов на коллегии Счетной палаты, которая состоялась в конце декабря (его цитирует пресс-служба ведомства). «Автодор» уже направил предложения в Минтранс о переносе сроков завершения работ на декабрь 2020 года. Таким образом, доходы от эксплуатации ЦКАД, запланированные на 2019–2020 годы в размере 22,4 млрд руб., госкомпании не поступят, заключил аудитор.

Новое кольцо

ЦКАД — новое кольцо вокруг Москвы протяженностью 339–344 км. Половина бюджета проекта, 150 млрд руб., выделена из Фонда национального благосостояния (ФНБ), еще около 80 млрд руб. — субсидии, остальное — частные инвестиции. Первые лоты — первую и пятую секции ЦКАД стоимостью 48,9 млрд и 42,2 млрд руб. — разыграли еще в 2014 году. Генподрядчиком первой секции стал «Крокус Интернэшнл» Араза Агаларова, пятой — «Кольцевая магистраль» (группа АРКС). Третий участок получила Автодорожная строительная корпорация (принадлежит ГК «Автобан»), четвертый — «Юго-восточная магистраль» (консорциум ГК «Автобан» и РФПИ).

Основные претензии аудиторов

В Счетной палате указывают на неэффективную работу «Автодора» при строительстве ЦКАД. Так, к концу проверки, в декабре 2018 года, госкомпания не скорректировала проектно-сметную документацию по изменению границ полосы отвода дороги и переустройству коммуникаций, следует из сообщения ведомства. Это привело к невозможности начать другие работы на участках — строительство переходов и искусственных сооружений (мосты и водоотводы).

«Автодор» также не успел заключить договоры на строительство нескольких объектов, на переустройство инженерных сетей и изъятие земельных участков, указывает представитель ведомства. Поэтому определить полную стоимость строительства ЦКАД в настоящее время невозможно, отмечают аудиторы.

Кроме того, госзаказчик не выполнил план и по внебюджетным инвестициям: на 15 ноября 2018 года объем внебюджетного финансирования третьего участка ЦКАД составил только 14 млрд руб. — это около половины суммы, предусмотренной на 2017–2018 годы (26,6 млрд руб.), говорится в сообщении ведомства. По остальным соглашениям средства инвесторов вообще не привлечены. Это свидетельствует о невыполнении инвесторами обязательств по софинансированию проекта и несоответствии принципам государственно-частного партнерства, пишут аудиторы.

«В первую очередь трудности строительства ЦКАД обусловлены его масштабностью, дороговизной, сложностями в экономике, в том числе и по вине санкций. Следствие — проблемы с поиском инвесторов на ряд участков кольцевой дороги», — сказал РБК генеральный директор консалтинговой компании «ВАЛЬТЕР Констракшн» Евгений Вальтер. По его словам, стоимость стройматериалов и услуг растет, а в 2019 году снова придется пересчитывать проект из-за роста НДС с 18 до 20%.

Счетная палата также выявила завышение стоимости принятых и оплаченных работ: на первом и пятом участке «Автодор» внес изменения в проекты без повторной госэкспертизы, что привело к удорожанию работ на 6,6 млрд руб. Более того, некоторые работы, которые были выполнены за госсчет, оказались не востребованы.

Что будет с ЦКАД?

На коллегии Счетной палаты в декабре 2018 года первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов рассказывал, что был сформирован оперативный штаб (это поручил сделать Путин еще в октябре), еженедельно проводятся оперативные совещания по контролю за ходом работ. По его словам, был утвержден единый график для ликвидации отставаний по первому участку ЦКАД.

«Исполнители и подрядные организации еженедельно отчитываются по единой форме, позволяющей объективно оценивать ход работ и необходимость привлечения дополнительной техники», — пояснил Алафинов.

«Вероятнее всего, полностью все участки ЦКАД смогут заработать не раньше чем через два-три года, и это, скорее, очень оптимистичный прогноз, замечает Вальтер. Первым будет введен, скорее всего, третий участок дороги, но не раньше 2020 года, добавляет он. А самый последний участок по вводу, по прогнозу эксперта, будет четвертый.

По итогам проведенной проверки Счетная палата приняла решение направить информационные письма президенту и Минтрансу, а сам отчет — в Генпрокуратуру и Следственный комитет, говорится в ее сообщении.

РБК направил запросы в пресс-службу «Автодора», Минтранс, ФАС, Следственный комитет и Генпрокуратуру.

Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек