Бизнес, 01 апр, 10:32

Грузоперевозки через порт Гонконга резко упали из-за роста конкуренции

Объемы перевозок в порту Гонконга в 2023 году упали на 14%, что стало самым большим падением среди крупнейших портов мира. Аналитики связывают это с увеличением пропускной способности портов материкового Китая
Читать в полной версии
Фото: Anthony Kwan / Getty Images

Объемы грузовых перевозок в порту Гонконга в 2023 году упали на 14% на фоне увеличения пропускной способности портов материкового Китая и конкуренции со странами Юго-Восточной Азии, пишет Financial Times со ссылкой на данные консалтинговой компании Drewry. Это стало самым большим падением среди крупнейших портов мира. По данным Drewry, порт Гонконга сейчас занимает десятое место в мире по объему.

В 2023 году контейнерооборот в гонконгском порту составил 14,3 млн TEU (двадцатифутовый эквивалент, ДФЭ — условная единица измерения вместимости контейнеровозов и контейнерных терминалов, ДФЭ основан на объеме стандартного 20-футового интермодального ISO-контейнера). При этом контейнерооборот порта Шанхая оценивается в 49,2 млн TEU, а Сингапура — в 39 млн TEU.

Аналитики связывают падение объемов с переездом производителей в материковый Китай и усилением конкуренции со стороны других китайских портов. Порты материкового Китая стали более привлекательными для грузоотправителей, чем гонконгский.

«Производство переехало в другое место. Хотя [порт Гонконга] по-прежнему является крупным работодателем, он больше не является воротами в Южный Китай, поскольку в регионе Большого залива [в дельте Жемчужной реки] есть и другие порты, которые обслуживают местных производителей», — пояснил глава транспортной инвестиционной компании Mandarin Shipping Тим Хаксли.

Гонконг является частью региона Большого залива вместе с Макао и девятью муниципалитетами в провинции Гуандун на юге Китая: Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай, Фошань, Хуэйчжоу, Дунгуань, Чжуншань, Цзянмэнь и Чжаоцин.

В компании Hutchison Port Holdings Trust также обратили внимание на «структурное изменение» в предпочтениях грузоотправителей в пользу «прямых поставок в Китай вместо перевалки с судна на судно» через Гонконг.

По словам старшего аналитика Drewry Элеоноры Хэдленд, порты Шэньчжэнь и Гуанчжоу инвестировали в глубоководные терминалы, что способствовало увеличению количества заходов — в обход Гонконга. Она связывает падение показателей гонконгского порта в прошлом году с «увеличением пропускной способности и возможностей терминалов в Гуанчжоу и Шэньчжэне», что позволяет перевозчикам обходить Гонконг.

Порт Гонконга также сталкивается с возросшей конкуренцией со стороны стран Юго-Восточной Азии, поскольку производители наращивают производство за пределами Китая, объяснила Хэдленд. В частности, речь идет о Сингапуре — втором по загруженности порте в мире после Шанхая.

Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план
Pro
Чат-бот в каждый дом: зачем бигтехам масштабная ИИ-революция
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
У судей новая позиция по крупным сделкам. К чему готовиться компаниям
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
Выгоревшим сотрудникам еще много лет платят меньше, выяснили ученые
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Как долгая карьера на одном месте работает против вас