Госдума одним законом разморозила инвестпроекты на 1,3 трлн руб.
Законопроект о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве (ГЧП), который находился на рассмотрении у депутатов почти три года, Госдума приняла сегодня в третьем чтении. Вступить в силу закон может уже с января 2016 года.
Для кого закон
Согласно тексту законопроекта, объектами соглашения о ГЧП могут быть частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, прочие объекты дорожного сервиса, транспорт общего пользования, кроме метро, воздушный, водный, железнодорожный и трубопроводный транспорт, морские и речные порты, аэродромы и аэропорты, электростанции, гидротехнические сооружения, стационарные и плавучие платформы, искусственные острова, подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи, объекты здравоохранения и образования, благоустройства территорий и так далее.
Несмотря на отсутствие рамочного закона, партнерство государства и частных инвесторов развивалось в основном в форме концессий — одного из видов ГЧП, закон о котором существует с 2005 года. На конец мая 2015 года, по данным Центра развития ГЧП, в России реализуется 595 проекта ГЧП, 435 из них — концессии (остальные проекты регулировались местными законами).
Директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития Игорь Коваль говорит, что из-за отсутствия закона о ГЧП зависли порядка 130 проектов с прогнозируемым объемом финансирования более 1,3 трлн руб. (50% из них из внебюджетных источников).
«Концессия только одна из форм ГЧП, неконцессионных форм партнерства в мире насчитывается более 20», — объясняет он РБК. Принципиальное отличие ГЧП от концессии — «возможность возникновения права частной собственности на объект соглашения». Получив актив в собственность, его можно будет использовать, например, как залог в банках. Это положение законопроекта стало причиной споров в правительстве и Госдуме, так как, по мнению депутатов, влечет риски скрытой приватизации. «Эти риски в достаточной мере купированы. Обязательства по соглашению о ГЧП следуют за объектом и регистрируются в качестве обременения. Говоря простым языком, созданную или реконструированную школу нельзя будет перепрофилировать в торговый центр».
Кроме того, государство забирает на себя часть рисков, связанных с изменением законодательства. В случае изменения макроэкономических условий или законодательных норм, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и пр.), у частных инвесторов будут гарантии окупаемости вложенных инвестиций, говорит Коваль. «Окупаемость обеспечивается за счет повышения расходов публичного партнера на создание, техническое обслуживание и эксплуатацию объекта соглашения», — пояснил он.
В законопроекте также появилось понятие «право частной инициативы». Теперь инвестор сможет подать заявку на строительство или модернизацию объектов, не дожидаясь предложения от властей. После того как заявку рассмотрят власти, она будет выставляться на torgi.ru, и если за 45 дней никто не откликнется на заявку, инвестор может заключать соглашение с властями. Недостаток схемы: если первый инвестор проиграет торги, компенсация расходов, понесенных им, пока не предусмотрена.
Под ГЧП попадают четыре категории проектов — $20–40 млн, $40–120 млн, $150–500 млн, $900 млн и выше, говорит председатель совета инфраструктурной инвесткомпании InfraONE Альберт Еганян. «Закон о концессии идет сверху вниз, он уже пробил верхнюю категорию — мегапроекты — и вторую категорию (интервал $400–900 млн) и заходит в интервал $150–400 млн. А снизу нет ничего», — рассказывает он. Закон о ГЧП дает инвестиционный инструментарий для нового класса инфраструктурных активов и новой категории спонсоров, объясняет эксперт. «Например, спонсировать небольшой социальный объект, находящийся где-то на территории муниципалитета, будет интересно местным строительным компаниям», — приводит пример он. Если по размеру или категории финансовых спонсоров проект не попадает под условия концессии, то теперь он будет регулироваться законом о ГЧП, добавляет Еганян.
Бума не будет
В России не было закона, определяющего ГЧП, этот документ должен все расставить по местам, говорит РБК топ-менеджер крупной компании, участвующей в частно-государственном проекте. Сейчас законодательно определен только один вид ГЧП — концессия, новый закон позволит развивать и другие виды партнерств.
Законопроект важный, его принятия долго ждали, сказал РБК генеральный директор Федерального центра проектного финансирования (100% «дочка» ВЭБа) Александр Баженов. По словам Баженова, чтобы рынок ГЧП развивался, нужно, чтобы органы власти готовили конкурсы для привлечения частных инвесторов. «Автодор» готовит такие конкурсы, Минздрава была одна такая попытка, у Минобразования - ни одной, у РЖД - первая попытка с Высокоскоростными магистралями, в электрических сетях свыше 220 кВ - ни одной попытки», - перечисляет Баженов. По его словам, механизм ГЧП в России сейчас используется в основном в ЖКХ и строительстве дорог.
В законопроекте есть спорное положение — частным инвестором не могут быть госструктуры, госкорпорации и компании с госдолей выше 50%. продолжает Баженов. «К концессии это пока не относится, но такой подход привел бы к тому, что частный инвестор в проект аэропорта Пулково, может быть, и не разместился, потому что там «ВТБ Капитал» — якорный инвестор», — говорит Баженов. Государственные финансовые компании участвуют в проектах за счет привлекаемых ими частных инвестиций, их для того и создали, чтобы обеспечить качество управления привлекаемыми частными средствами, объясняет он.
После принятия закона о ГЧП взрывного роста числа проектов, скорее всего, не будет, считает председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев. Региональным администрациям, по его словам, понадобятся дополнительные компетенции для оценки финансовой эффективности запускаемых проектов. По данным Центра развития ГЧП, с марта объявлено 406 концессионных конкурсов. Но качество этих проектов в большинстве случаев «довольно низкое» из-за отсутствия достаточных компетенций у региональных властей, говорит Селезнев.
,