Бизнес, 01 ноя 2017, 20:08

В России аномально выросло производство пивных напитков

Статистика зафиксировала резкий — на 37% — рост производства пивных напитков в России за первые девять месяцев 2017 года. Под такие напитки ради экономии на акцизах могут маскировать слабоалкогольные коктейли, заявили РБК эксперты
Читать в полной версии
Фото: Syda Productions / Lori

За первые девять месяцев 2017 года производство пива снизилось на 4,6%, до 555,8 млн дал, подсчитал РБК на основе данных Росстата. При этом производство пивных напитков, в которых доля пива в объеме готовой продукции должна составлять минимум 40%, увеличилась за тот же период сразу на 37,4%, до 58,5 млн дал. Годом ранее выпуск пивных напитков увеличивался более скромными темпами. За девять месяцев 2016-го их производство выросло, по данным Росстата, лишь на 5,1%, до 42,56 млн дал.

В реальности столь значительного увеличения выпуска пивных напитков в 2017 году не произошло, уверен исполнительный директор Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. «Рост этой категории происходит за счет того, что недобросовестные производители слабоалкогольной продукции выдают ее за пивные напитки, — считает Мамонтов. — К этому их подталкивает экономическая выгода в виде меньшей ставки акциза».

Исходя из действующих с 1 января 2017 года налоговых ставок, производитель должен выплачивать за 1 л слабоалкогольных коктейлей крепостью 7% акциз 29 руб. В то время как акциз на пивные напитки составляет 21 руб. за литр. Производство слабоалкогольных напитков (с содержанием спирта не более 9%) за девять месяцев 2017 года снизилось, по данным Росстата, на 1,8%, до 4,78 млн дал.

«Производители слабоалкогольных коктейлей, не желая платить акцизы по закону, в очередной раз решили замаскировать» свою продукцию, согласен с пивоварами член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. Он напоминает, что в 2016 году многие производители коктейлей выдавали свои напитки за сидр и медовуху, а после повышения акциза на эти напитки с 9 до 21 руб. за литр «ушли» в сегмент пивных напитков. Об этом говорят и данные Росстата: за девять месяцев 2016-го было выпущено 16,8 млн дал сидра, пуаре и медовухи, а в январе—сентябре 2017-го — только 4,7 млн дал.

Фото: Павел Лосевский / Lori

При экономии производителями «псевдопивных напитков» на одном литре 8 руб. акциза бюджет недополучит в этом году 1 млрд руб., подсчитал Небольсин.

В Союзе российских пивоваров считают, что проблема кроется в несовершенстве законодательного определения «пивной напиток». «В большинстве случаев абсолютно очевидно, что, если на лицевой стороне упаковки крупно написано «Джин-тоник», а на задней мелко — «напиток на основе пива», такой напиток никакого отношения к пиву не имеет», — подчеркивает Мамонтов.

Некоторые производители слабоалкогольной продукции действительно меняют вид выпускаемых напитков, свидетельствуют данные Федерального реестра алкогольной продукции. В марте 2016-го ООО «Рудо-Лакинский пивзавод» подало уведомление об обороте фруктового сидра «Блейзер» со вкусом джин-тоника», а спустя год — на пивной напиток «Коктейль Блейзер» со вкусом джин-тоника». Рязанское ООО «Астра» в апреле 2016-го проинформировало о начале производства медовухи «Мр.Твистер» со вкусом «коньяк-миндаль», зимой 2017-го — пивного напитка под тем же названием. Получить комментарии по существу в компаниях не удалось.

Выделить из общего числа проданных пивных напитков долю «недобросовестных» практически невозможно, считает директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям российского офиса AB InBev Ораз Дурдыев. По его мнению, это можно сделать только за счет проверок в рамках деятельности Роспотребнадзора, Росалкогольрегулирования и правоохранительных органов.

Росалкогольрегулирование на постоянной основе проводит контрольные мероприятия, в ходе которых выявляется слабоалкогольная продукция, указанная в декларациях как пивные напитки, заявил РБК представитель ведомства Александр Куликов. Уличенные в этом производители привлекаются к административной ответственности, кроме того, им доначисляется акциз, добавил Куликов, не уточнив сумму.

Производство пива в России падает несколько лет подряд, и 2017 год не станет исключением. Ранее Союз российских пивоваров прогнозировал, что рынок пива в этом году может снизиться на 5%, и оснований для пересмотра негативного прогноза в отрасли нет, говорят в союзе. В 2016-м было произведено 781 млн дал пива и пивных напитков, в этом году производство может снизиться до 741,6 млн дал.

Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши