«Яндекс.Такси» начал страховать пассажиров по всей России
«Яндекс.Такси» расширил программу страхования жизни и здоровья пассажиров и водителей такси на все регионы России, где доступен сервис. Соответствующее сообщение сервиса поступило в РБК.
«С 1 декабря 00:00 по местному времени страховка автоматически распространяется на все поездки, заказанные в «Яндекс.Такси» в любом населенном пункте страны», — говорится в сообщении компании.
Максимальная компенсация по программе составляет 2 млн руб. На эту сумму во время поездки застрахованы водитель и каждый находящийся в машине пассажир.
До этого программа работала в пилотном режиме только в 11 регионах — Калининградской, Оренбургской, Новосибирской, Кемеровской, Омской, Самарской и Томской областях, в Краснодарском и Красноярском крае, а также в Татарстане и Чувашии.
Партнерами страховой программы «Яндекс.Такси» стали «ВТБ Страхование», Allianz и «Ингосстрах».
В «Яндексе» рассчитывают, что служба поддержки пользователей сервиса такси будет «первой точкой контакта» для пассажиров и водителей в случае ДТП: сотрудники службы поддержки будут консультировать при наступлении страхового случая.
О том, что «Яндекс.Такси» ведет переговоры со страховыми компаниями, стало известно в середине августа, однако разрабатывать саму программу начали еще в 2015 году, рассказал руководитель программ страхования «Яндекс.Такси» Алексей Лещенко.
По его словам, два с половиной года ушли на изучение рынка и поиск партнеров, а также на разработку системы упрощенного оформления страховых случаев, о которой удалось договориться со страховыми компаниями.
В октябре «Яндекс» запустил программу страхования в пилотном режиме в 11 регионах России. По словам Лещенко, пилотный режим показал, что «все процессы работают именно так, как и было запланировано», поэтому программа расширена на территорию всей России даже раньше, чем планировалось.
Ваш браузер не поддерживает вставку видео
Ранее, летом 2016 года, ДТП с участием водителя «Яндекс.Такси» произошло в Санкт-Петербурге. Автомобиль после резких маневров находившегося за рулем мужчины занесло: машина сначала ударилась о бордюр, а затем въехала в ограждение и столб. Находившаяся в автомобиле пассажирка «Яндекс.Такси» Елена Гращенкова в результате аварии получила перелом ключицы, сотрясение головного мозга и множественные ушибы. Единственная выплата (75 тыс. руб.), полученная Гращенковой после происшествия, была выплачена ей по ОСАГО.
В качестве компенсации за полученные травмы женщина через суд потребовала от «Яндекс.Такси» более 65 млн руб. В настоящий момент рассмотрением соответствующего иска занимается столичный Тушинский суд. Представители «Яндекс.Такси», комментируя требования пострадавшей, заявляют, что не должны нести ответственность за аварию. Такую позицию они объясняют тем, что компания не занимается перевозками, а только предоставляет информационно-технологические услуги.
Еще одна авария с участием водителя «Яндекс.Такси» произошла 22 ноября в Воронеже. Такси на узкой дороге с односторонним движением дважды врезалось в припаркованный на обочине автомобиль. Сотрудники местного ГИБДД, как рассказал телеканалу «Вести Воронеж» владелец поврежденной машины, не отказали в оформлении ДТП, однако решить вопрос с выплатой компенсации и штрафа они посоветовали «мирным путем с водителем такси». О комментариях «Яндекс.Такси» относительно произошедшего не сообщалось.
До этого, в сентябре 2017 года, страховать пассажиров в тестовом режиме начал другой сервис по вызову машин — Uber. Пилотный проект, по информации представителей компании, стартовал в Казани. Во время поездки пассажиры будут застрахованы на сумму до 500 тыс. руб., эти услуги будет оказывать российское отделение компании Chubb. При этом стоимость поездок, как обещали в Uber, не изменится, так как сумму страховой премии покроет компания.
Согласно нынешнему законодательству, в случаях, если автомобиль был оформлен, как такси, ДТП можно рассматривать как ненадлежащее оказание услуг по закону о защите прав потребителей. Кроме того, с 2013 года в России действует закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков. Согласно ему, при аварии пассажир может получить компенсацию у страховой компании, если транспортная фирма выполнила требование закона и заключила с ней договор. В противном случае выплаты производит сам перевозчик.
Максимальный размер компенсации в рамках системы обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами составляет 2 млн руб. (в эту сумму в законодательстве оценивается жизнь пассажира). Минимальная компенсация, согласно ей, например при ушибах, равна 2 тыс. руб.
«Uber, «Яндекс.Такси» и другие мобильные сервисы такси являются посредниками между пассажирами и водителями», — пояснил РБК партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Вячеслав Ушкалов. «Есть федеральный закон № 67 (об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке), но в нем про такие сервисы ничего не сказано, потому что закон — от 2012 года, когда таких сервисов еще не было. В этом заключается пробел», — добавил он, отметив, что «кроме того, в п. 4 ст. 1 этого закона указано, что он не применяется к перевозкам легковыми такси».
«Для получения компенсации после ДТП необходимо выяснить, кто являлся реальным владельцем машины — таксопарк или физическое лицо и предъявлять иск непосредственно владельцу», — уточнил собеседник РБК, подчеркнув, что «не имеет значения, таксист действует как частное лицо и не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя». «Потому что он владелец источника повышенной опасности, он будет отвечать в любой ситуации», — заключил Ушкалов.
Включить перевозки легковыми такси в систему обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами осенью предложил депутат от ЛДПР Сергей Жигарев. 11 октября он внес соответствующий законопроект в нижнюю палату парламента.
«На сегодняшний день «Яндекс.Такси» и другие сервисы занимают позицию, что они выступают в отношениях с пассажирами исключительно в качестве информационных посредников», — сказал РБК управляющий партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и Партнеры» Рустам Курмаев. «Иными словами, услуги по перевозке оказывает конкретный таксопарк, выполняющий данный заказ, а не условный «Яндекс» или Uber», — уточнил он, заметив, что в итоге «это приводит к тому, что, в случае ДТП по вине водителя, пассажир может предъявить требования либо таксопарку, который несет ответственность за вред, причиненный его работниками, либо, если таксист является «частником», непосредственно ему».
«Очевидно, что большинство пассажиров не ожидают такого развития событий и «Яндекс» несет существенные репутационные потери в связи с этим», — добавил Курмаев, отметив, что «страхование здесь — это цивилизованный способ найти баланс между интересами всех трех сторон».
По закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) максимальные выплаты за вред жизни и здоровью составляют 500 тыс. руб.