Бизнес, 02 мар 2015, 03:23

Баффетт заглянул в будущее своего бизнеса на 50 лет вперед

Инвестор-легенда Уоррен Баффетт в 50-й раз обратился с ежегодным посланием к акционерам Berkshire. За 50 лет, что он управляет компанией, ее акции подорожали на 1,8 млн проц., но эра феноменального роста подошла к концу
Читать в полной версии
(Фото: AP)

Баффетт получил контроль над Berkshire Hathaway в 1965 году, когда она была угасающей текстильной компанией (этот бизнес в итоге был закрыт в 1985 году). Спустя полвека Berkshire, сохранившая оригинальное название, – огромный конгломерат рыночной стоимостью $363 млрд (четвертое место в мире), объединяющий страховой бизнес, транспортный бизнес, портфель финансовых инвестиций и множество производств (см. врез ниже).

В юбилейном послании акционерам (.pdf) 84-летний Баффетт вспоминает, как строилась империя Berkshire, и предлагает свое видение того, какими будут для компании следующие 50 лет. Он видит «практически нулевую» вероятность того, что Berkshire когда-либо столкнется с финансовыми проблемами: «Мы всегда будем подготовлены к наводнению, которое случается раз в тысячу лет [событие с вероятностью 0,1%]».

«Плохая новость в том, что долгосрочный рост Berkshire – не в долларах, а в процентах – не может быть исключительным, показатели и близко не подойдут к тем, что достигались в прошедшие 50 лет», – предупреждает Баффетт. Дело в том, что «цифры стали слишком большими» (см. врез).


Миллиарды Баффетта

1 млн 826 тыс. процентов – на столько выросла рыночная стоимость одной акции Berkshire с 1964 по 2014 год (среднегодовой прирост по формуле сложного процента – 21,6%); для сравнения: индекс S&P500 за тот же период с учетом реинвестирования дивидендов вырос только на 11,2 тыс. процентов (9,9% – в среднем за год).

$19,9 млрд составила чистая прибыль компании за 2014 год (рекордный показатель в ее истории); выручка увеличилась на 7%, до 194,7 млрд.

$63,3 млрд составляли денежные резервы компании (денежные средства и их эквиваленты) на конец 2014 года

$72,3 млрд – личное состояние Уоррена Баффетта по оценке Forbes на 1 марта 2015 года

175 лет – суммарный возраст Баффетта (84) и его партнера, вице-председателя Berkshire Hathaway Чарли Мангера (91).


«Оракул из Омахи» верит, что Berkshire по-прежнему будет опережать «среднюю американскую компанию», но превосходство уже не будет таким большим, как раньше. По одному параметру Berkshire уже уступает «средней американской компании»: ее балансовая стоимость (активы минус обязательства) в расчете на акцию три года подряд растет медленнее, чем индекс S&P500 с учетом реинвестирования дивидендов. В 2014 году балансовая стоимость Berkshire в пересчете на акцию выросла на 8,3%, по сравнению с доходностью индекса S&P в 13,7%.

Баффетт по традиции предлагает акционерам опираться на динамику балансовой стоимости и сопоставлять ее с доходностью S&P500. При этом единственное, что для него значит по-настоящему, – это «реальная ценность», внутренняя стоимость бизнеса (intrinsic value), но ее невозможно объективно измерить. Балансовая стоимость на акцию – «грубый, но полезный» способ проследить динамику внутренней стоимости, пишет Баффетт. Он утверждает, что внутренняя стоимость Berkshire «существенно превышает» ее балансовую стоимость, но насколько точно, сказать невозможно.

Акции Berkshire в прошлом году подорожали на 27%, вдвое опередив рост индекса S&P (13,7%), но Баффетт предостерег инвесторов от завышенных ожиданий от бумаг. «Если точка входа в акции Berkshire слишком высока – скажем, при цене, приближающейся к двойной балансовой стоимости, – может пройти много лет, прежде чем инвестор сможет реализовать прибыль», – предупреждает он. Сейчас акции Berkshire стоят $221,18 тыс. за штуку, что в полтора раза выше балансовой стоимости в расчете на акцию. Но в любом случае, независимо от текущего соотношения рыночной цены акций и балансовой стоимости, Баффетт не дает никаких гарантий инвесторам, собирающимся держать бумаги год-два. «Поскольку мне неизвестен способ надежно предсказать движения рынка, я рекомендую покупать акции Berkshire, только если вы рассчитываете держать их не меньше пяти лет», – пишет человек, однажды сказавший, что его идеальный горизонт инвестирования – «вечность».


Империя Berkshire 

Berkshire Hathaway объединяет страховой бизнес (страховщик имущества National Indemnity Company, автострахование GEICO, страхование коммерческих рисков BH Specialty Insurance, перестраховочная General Re), электроэнергетический (Berkshire Hathaway Energy – бывшая MidAmerican Energy), транспортный (железнодорожный оператор BNSF), производственные компании (производитель инструментов для металлообработки IMC, присадок к смазочным маслам Lubrizol, диверсифицированный индустриальный холдинг Marmon). Berkshire владеет 50% производителя кетчупов Heinz, а в конце 2014 года договорилась о покупке у Procter & Gamble производителя батареек Duracell.

Ключевым бизнесом является страховой: он позволяет собирать страховые премии, которые можно инвестировать в другие бизнесы. Важнейшим подразделением вне страхового бизнеса Баффетт считает BNSF – оператора железнодорожных грузоперевозок с выручкой $23 млрд за прошлый год.

Большинство компаний Berkshire – американские: Баффетт верит, что «динамизм, встроенный в рыночную экономику США, продолжит творить чудеса» и «впереди Америку ждет лучшие дни».

Кроме операционных компаний, Berkshire управляет портфелем акций как финансовых инструментов. На конец 2014 года холдинг Баффетта владел акциями рыночной стоимостью $117,5 млрд, крупнейшие вложения – Wells Fargo ($26,5 млрд), Coca-Cola ($16,9 млрд), American Express ($14,1 млрд) и IBM ($12,3 млрд).

Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда