Бизнес, 02 мая 2023, 13:46

Tinder объявил об уходе из России

После начала военной операции на Украине приложение для знакомств прекратило рекламные кампании в России и отключило платные функции. Уйти с российского рынка Tinder намерен к 30 июня
Читать в полной версии
Фото: Marijan Murat / Global Look Press

Американская компания Match Group, которой принадлежит ряд онлайн-сервисов знакомств, включая Tinder, завершит уход из России к 30 июня, говорится в ее ежегодном отчете.

«Наши бренды предпринимают шаги для ограничения доступа к своим услугам в России и завершат уход с российского рынка к 30 июня», — сказано в нем.

Match Group принадлежит более 40 сайтов и приложений знакомств. Помимо Tinder это также присутствующий в России Azar и ряд др.

Tinder — приложение, предназначенное для знакомств в соответствии с заданными параметрами и с учетом геолокации. После начала военной операции на Украине сервис прекратил рекламные кампании в России и отключил платные опции, которые в том числе позволяли скрывать рекламу.

Что именно будет означать заявление Match Group для российских пользователей ее сервисов, в отчете не уточняется. Представитель Match Group отказался давать РБК какие-либо пояснения сверх тех, что приведены в отчете.

В марте 2022 года о прекращении работы в России объявили сервисы знакомств Bumble, Badoo и Fruitz. Их владелец, американская Bumble Inc., сообщала, что удалит приложения App Store и Google Play в России и Белоруссии. В апреле сайт Badoo перестал работать в обеих странах.

Гендиректор «Мамбы» Андрей Бронецкий отметил, что и в случае с Match Group окончательный уход может означать недоступность скачивания ее приложений в российских версиях AppStore и Google Play. «Но пока это только заявление, давайте посмотрим, что будет действительно сделано. Возможно, они оставят приложение для тех пользователей, которые уже зарегистрированы, но сделают недоступным для новых пользователей, а также запретят пользователям, физически находящимся на территории России, использовать сервис — именно так поступили Badoo», — рассуждает Бронецкий. По его оценке, сейчас Tinder занимает на российском рынке около 25%. Прекращение работы приведет к тому, что его пользователи будут перетекать в российские приложения для знакомств, и, как рассчитывает Бронецкий, большинство — в «Мамбу». Он отметил, что аудитория «Мамбы» за 2022 год выросла на 20%, в том числе благодаря уходу Badoo из России. «При этом не стоит забывать, что часто пользователи используют два-три приложения для знакомств. Могли сидеть как в Tinder, так и в «Мамбе», так что с уходом такого крупного конкурента у нас могут возрасти не только регистрации, но и другие «качественные» метрики — время, проведенное в приложении, платежи, другая активность пользователей», — рассуждает глава «Мамбы». В качестве возможной причины окончательного ухода Tinder и др. сервисов Match Group из России он назвал отсутствие возможности приема платежей из России и возможности вести маркетинговую активность в стране из-за санкций, что в сумме вело к «плавному, естественному перетоку аудитории в локальные сервисы знакомств».

После начала специальной военной операции у пользователей Tinder пропала возможность оплачивать платные услуги в приложении со счета банковской карты или через системы ApplePay и GooglePay, но владельцы iPhone могли оплатить подписку на Tinder со счетов мобильных телефонов МТС или «ВымпелКома» (оказывает услуги под брендом «Билайн»), а владельцы смартфонов Huawei — через магазин приложений AppGallery и мобильный счет МТС, «МегаФона», Yota, «ВымпелКома», «Т2 РТК Холдинга» (работает под брендом Tele2). В Google Play какое-то время была доступна оплата с мобильного счета, но осенью ее убрали. Однако и там, и в App Store с AppGallery можно приобрести подписку через специальные подарочные карты, купленные не с российского аккаунта.

Руководитель принадлежащего РБК проекта LovePlanet.ru Максим Храмов также считает, что под уходом Tinder из России, скорее всего, подразумевается запрет распространения приложения для отечественных пользователей и его снятие с продаж в магазинах Apple и Google. По его словам, также возможна блокировка доступа по IP-адресам для пользователей из России. В то же время Храмов отметил, что уже более года функционал Tinder для российских пользователей ограничен, есть трудности с оплатой услуг через кредитные карты, что сделало использование сервиса неудобным, и часть пользователей уже перешла на другие платформы, что «должно было привести к существенному снижению выручки Tinder на российском рынке». «Ожидаем, что аудитория сервиса будет перераспределена между другими игроками рынка онлайн-знакомств, такими как LovePlanet и «Мамба». Переход пользователей на другие сервисы облегчается тем, что приложения для знакомств имеют схожий функционал, сценарии использования и интерфейсы», — указал глава LovePlanet.ru. В тот же время он оговорился, что глобальная конкуренция между сервисами онлайн-знакомств способствовала поддержанию высокого уровня услуг, а с уходом Tinder российский рынок станет более изолированным и будет напоминать состояние 15-летней давности, когда рынки были независимыми и практически не пересекались. «Это может привести к снижению стимулов для улучшения качества услуг, однако, с другой стороны, открывает возможность для российских разработчиков сосредоточиться на удовлетворении потребностей своей аудитории и учете локальных особенностей. В итоге уход Tinder из России не должен кардинально изменить [местный] рынок онлайн-знакомств», — резюмировал Храмов.

Глава платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress Андрей Врацкий отмечает, что Match Group будет сложно полностью закрыть доступ к своим приложениям российским пользователям: «Закрыть регистрацию людям с российским номером телефона не поможет — многие регистрировались через e-mail или аккаунт Facebook (принадлежит Meta Platforms, которая признана экстремистской в России и запрещена. — РБК). Еще неделю назад Tinder принимал платежи, прекратить их прием — это выстрел в чистом виде, хотя надо смотреть на суммы. Если приложение уберут из магазинов, пострадают только пользователи iPhone и то не сразу, так как скаченное ранее приложение останется». Если Tinder решит выполнить все перечисленные действия, по мнению Врацкого, «в ход пойдут какие-нибудь «Яндекс.Знакомства», сначала будет дикий рынок, но за полгода выявится лидер. «Как приложение Tinder элементарно простой, его ценность — исключительно в пользователях. Но, скорее всего, «уход» будет как у Instagram: формально вроде не работает, а реально им все пользуются», — дополнил он.

Глава сервиса «Теамо» Анна Гришачева отметила, что процесс притока аудитории из Tinder начался раньше, и если предположить, что приложение станет недоступно ни для новых, ни для существующих пользователей, то останется колоссальная аудитория, которая будет искать альтернативу. «Последние несколько месяцев мы обновляем «Теамо» и работаем над тем, чтобы продукт стал современнее и привлекательнее для новой аудитории, поэтому мы, конечно, рассчитываем на рост регистраций и оборота. Если Tinder действительно станет недоступен для пользователей из России, то вполне можно прогнозировать рост в 20–30%», — рассуждает она.

Месячный охват Tinder в России на десктопных и мобильных устройствах (включая приложение), по данным исследовательской компании Mediascope, в марте 2023 года составлял 1,1 млн человек старше 12 лет. По этому показателю приложение замыкает пятерку крупнейших сервисов для знакомств. Лидером в этой категории является «ДругВокруг», охват которого превышает 2,1 млн. На втором месте в рейтинге находится «Мамба» (почти 2 млн), далее следуют «Фотострана» (1,3 млн) и Tabor (1,2 млн). Годом ранее месячный охват Tinder был меньше — 944,5 тыс., он также уступал текущим лидерам.

В 2019–2021 годах Tinder входил в тройку лидеров России по числу уникальных пользователей, уступая Badoo (второе место) и «Одноклассникам» (бессменный лидер в указанный период). Одновременно с этим во втором и третьем кварталах 2021 года Tinder обошел «Одноклассники» и стал лидером в России по тратам пользователей.

Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Идеальный питч на 1 минуту: как привлечь и не разочаровать инвестора
Pro
Расти медленно и планомерно теперь невозможно. Как тогда достичь успеха
Pro
Как правильно проявлять гнев, чтобы не навредить своей карьере
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов