Бизнес, 02 июн 2018, 10:24

Бренды официальных табачных фабрик составят треть черного рынка России

Рост нелегального рынка табака в России обеспечивает новая категория — сигареты под брендами небольших табачных фабрик. По оценке экспертов TNS Kantar, по итогам 2018 года на внутренний рынок попадет 6,2 млрд штук таких сигарет
Читать в полной версии
Фото: Rehman Asad / Barcroft Images / BarcroftMedia / ТАСС

Около 32% российского рынка нелегальных сигарет по итогам 2018 года составит продукция, которая выпускается небольшими официальными заводами-производителями легального табака, подсчитали для РБК эксперты аналитической компании TNS Kantar.

Объем всего черного рынка в этом году эксперты прогнозируют на уровне 20 млрд штук сигарет, или 7,7% от легального рынка объемом 259 млрд штук. Под брендами официальных местных фабрик будет произведено до 6,2 млрд штук сигарет, следует из расчетов РБК.

Подробнее о российском рынке нелегальных сигарет России читайте в материале «Расследование РБК: как устроен черный рынок сигарет»

По данным исследования TNS Kantar, до 50% этого объема придется на бренды пяти заводов — «Донской табак», Ростовскую табачную фабрику (оба — Ростовская область), «Пепел» (Республика Крым), Погарскую сигаретно-сигарную фабрику (Брянская область) и Моршанскую табачную фабрику (Тамбовская область). Остальные нелегальные сигареты будут произведены на десятках других небольших легальных производств, уточняют эксперты.

Официальные обвинения в использовании незаконной модели в России получало только одно предприятие — Моршанская табачная фабрика. По версии Следственного комитета, владелец завода Андрей Метальников уклонился от уплаты в бюджет более 1,5 млрд руб. НДС и акцизов. Фабрика в 2015–2016 годах отчиталась о выпуске 3 млн пачек сигарет, хотя в действительности произвела 44 млн пачек, утверждало ведомство. В итоге ФНС доначислила заводу 1,9 млрд руб. налогов и штрафов. Предприятие оспаривает это решение в суде. На запрос РБК на фабрике не ответили.

«Легальный производитель табачных изделий в России не может производить нелегальную продукцию из-за специфики контроля за ввозом табачного сырья и его хранения, а также исходя из законодательной практики учета и списания в производство акцизных марок, табачного сырья и материалов», — прокомментировал председатель совета директоров АО «Погарская сигаретно-сигарная фабрика» Игорь Моисеев.

Он также отметил, что сейчас производство сигарет занимает не более 5% в производственной программе фабрики, а марки сигарет «Родопи» и «ВТ», названные в исследовании TNS Kantar торговыми марками фабрики, с октября 2017 года перешли под контроль БАТ после приобретения последним болгарского производителя «Булгартабак Холдинг». До июля 2017 года Погарская сигаретно-сигарная фабрика производила эти сигареты по лицензионному договору с «Булгартабак Холдинг». «Российский рынок табачных изделий в первую очередь знает наше предприятие как производителя нишевой табачной продукции — сигар, сигарилл, большой группы элитных и достаточно дорогих потребительских табаков», — говорит Моисеев.

Игорь Моисеев назвал исследование TNS Kantar «сомнительным», «осуществленным по не очень понятным методикам, допущениям и ограничениям», и по этой причине отказался их комментировать.

РБК также направил запросы на фабрику «Пепел» и дистрибьютору Ростовской табачной фабрики (найти прямые контакты завода не удалось). На момент публикации официальные представители фабрик не прокомментировали результаты исследования TNS Kantar. Источник РБК на фабрике «Пепел» заявил, что попадание ее продукции на нелегальный рынок невозможно, а все пачки под брендами предприятия — подделка.

На «Донском табаке» сказали, что комментарии уполномочен давать ее новый владелец, компания Japan Tobacco International. Последняя в марте объявила о покупке «Донского табака» за 90 млрд руб. Но представитель Japan Tobacco International уточнил, что сделка еще не завершена, поэтому компания пока не готова комментировать деятельность «Донского табака».

«Важность цены как решающего фактора переключения потребителей на нелегальную продукцию подтверждает активный рост доли относительно новых категорий на теневом рынке табака. В частности, сигарет, находящихся в обороте без марок или с использованием поддельных специальных марок», — отметил вице-президент Japan Tobacco International по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Головко.

Распространение таких практик связано с тем, что эти производители специализируются на выпуске дешевых сигарет, востребованных на черном рынке. «Потребителю все равно, уплачен ли акциз. Он ищет, где купить сигареты по приемлемой цене. Спрос рождает предложение. Объем контрафакта на российском рынке всегда составлял меньше 1%. При этом сами фабрики ничего такого не делают. Например, Ростовская табачная фабрика производит сигареты с российскими акцизами для продажи на территории России, а также сигареты по заказу какой-нибудь компании из Донецкой области. Во втором случае они, конечно, не должны наклеивать на пачки акцизные марки. Эти сигареты уезжают в Донецкую область, где творится хаос, и попадают на российский нелегальный рынок. Но следить за распространением товара не входит в обязанности производителя», — говорит Антон Воронов, гендиректор ГК «Табачный капитан» (управляет сетью одноименных табачных магазинов).

Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Посадите оппонента спиной к окну: как добиться желаемого в переговорах