Путин дистанцировался от «Башнефти»
Президент не будет вмешиваться в расследование приватизации нефтяной компанииПутин держит дистанцию
«Это совсем не значит, что государство нацелено на то, чтобы в массовом порядке начать пересмотр итогов приватизации – такого не будет точно», – заявил вчера Путин на форуме «Россия зовет!», отвечая на вопрос о попытке государства вернуть себе «Башнефть». Он отметил, что надеется на решение суда, которое «будет лежать не в уголовной, а в гражданско-правовой, арбитражной плоскости». «Но я не собираюсь туда вмешиваться и не собираюсь давать никаких директивных указаний».
«Если у правоохранительных органов возникли какие-то вопросы в связи с этим либо в связи с движением активов, мы не имеем права отказать правоохранительным органам в том, чтобы этот конкретный случай был расследован и было принято какое-то решение», – заключил он. При этом названия компании президент даже не упомянул.
Вопрос о судьбе «Башнефти» задал Александр Бранис, директор фонда Prosperity Capital Management – миноритария нефтяной компании.
«Я задал этот вопрос, потому что он должен был быть задан. Это все-таки важная ситуация для рынка и для бизнес-сообщества», – объяснил Бранис РБК. Он отказался подробно комментировать ответ Путина, отметив лишь, что ожидал другого ответа. «Для того, кто, скажем, приехал из Австралии, было важно услышать слова о рыночной экономике и Украине. Те, кто находится в России, более объективно относятся к ситуации, на них правильные слова действуют меньше, но и ситуацию они считают менее рискованной, чем иностранные инвесторы», – добавил Бранис.
Представитель АФК «Система» от комментариев отказался.
Рынок сдержанно отреагировал на слова Путина. В первой половине дня бумаги АФК «Система», которая рискует потерять почти 85% акций «Башнефти», успели вырасти на Московской бирже на 2%. Но сразу после заявления Путина акции пошли вниз, подешевев почти на 4%. За оставшиеся часы бумаги отыграли потери, а по итогам дня капитализация «Системы» даже выросла на 3,22% – до 136 млрд руб. ($3,4 млрд). С 15 июля, когда стало известно об аресте акций «Башнефти», капитализация «Системы» снизилась на 70%.
Дело «Башнефти»
Правоохранительные органы 16 сентября предъявили основному владельцу «Системы» Владимиру Евтушенкову обвинение по уголовному делу о незаконной приватизации акций «Башнефти». Следствие подозревает бизнесмена в легализации имущества, приобретенного преступным путем. Сейчас Евтушенков находится под домашним арестом. В арбитражный суд подан иск об истребовании в пользу государства 71,76% голосующих акций «Башнефти», принадлежащих АФК «Система», и еще 9,91%, подконтрольных «Системе-инвест».
«Предложение, по моему мнению, могло быть связано с тем, что у «Роснефти» начала валиться добыча, и решить эту проблему технологическими методами Сечин не может. Думаю, инвесторы ему безразличны. Ему важно, чтобы это не заметил один человек – понятно кто. Поскольку у нас президент не очень сведущ в таких вещах, то присоединением «Башнефти» к «Роснефти» можно скрыть провал по головной компании», – сказал Ходорковский в интервью РБК 17 сентября этого года.
Сечин отверг обвинения Ходорковского, что он стоял за арестом Евтушенкова с целью получить контроль над «Башнефтью»: «Это миф. У некоторых есть метод – отвлечь с помощью приманки, и в данном случае приманкой выступаю я».
«Роснефти» нужна добыча
У «Роснефти» действительно дела идут не слишком гладко: добыча нефти падает два месяца подряд. В сентябре компания добыла 15,63 млн т, что на 1,4% меньше показателя годичной давности. В августе снижение составляло лишь 1%. По словам аналитика Газпромбанка Александра Назарова, добыча нефти и газового конденсата выросла практически у всех компаний в России, за исключением «Роснефти». Лидером по темпам роста добычи стала как раз «Башнефть» – в сентябре она произвела 1,52 млн т, что на 11% больше, чем в сентябре 2013 года. На втором месте по приросту добычи – «Газпром нефть». Этот показатель компании составил 2,81 млн т, что на 5% превышает результаты за аналогичный период прошлого года.
Представитель «Роснефти» причины снижения добычи компании комментировать не стал, сославшись на недавнее заявление президента компании Сечина. В интервью ТАСС 29 сентября тот сказал, что падение добычи нефти может быть зафиксировано по итогам всего 2014 года: «Снижение связано с переговорами с подрядчиками. Мы не пошли на повышение цен за сервисные услуги и приняли решение сократить добычу, но показать лучшую эффективность. В следующем году мы это компенсируем».
Падение добычи «Роснефти» – это продолжение проблем, которые начались у компании в июле-августе этого года, считает аналитик «Уралсиба» Алексей Кокин: «Сегодня у компании нет такого месторождения, которое могло бы компенсировать падение добычи на стареющих крупных месторождениях. Кроме того, замедлился ввод в эксплуатацию месторождений Уватской группы». Падение добычи пока не критично, подчеркивает Кокин: «Катастрофы пока нет. Все зависит от того, когда начнется рост на новых месторождениях».
Что Путин говорил о конфликтах бизнеса и власти
НТВ и спор хозяйствующих субъектов
Путин 8 апреля 2001 года:
«Что мы имеем сегодня в случае с НТВ? К одному из акционеров предъявляет претензии Генеральная прокуратура, полагая, что он нечестным образом получил $1 млрд 500 млн. На протяжении последнего времени из этих денег часть трудового коллектива получила в обход заработной платы по другим, как у нас говорят, серым схемам – хотя и спорным с точки зрения закона – $6 млн 600 тыс. Эта цифра даже не оспаривается. Никто этих кредитов не вернул. Часть коллектива предъявляет претензии к сегодняшнему руководителю, несколько ведущих журналистов из компании уже ушли. Сегодня правительство Москвы объявило о том, что имеет финансовые претензии к компании. Я не считаю, что в этих условиях имею право вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов».
14 апреля 2001 года телеканал НТВ Владимира Гусинского перешел под контроль «Газпрома».
«Дело ЮКОСа» и рамки закона
Путин 3 ноября 2003 года:
«Что касается деятельности правоохранительных органов [в отношении главного бенефициара и руководителя ЮКОСа Михаила Ходорковского], то они до тех пор действуют правильно, пока не выходят за рамки закона, но при этом, конечно, должны сопоставлять все свои шаги с реальными последствиями в политической сфере, в экономической. Но, повторяю, претензии к ним предъявить невозможно до тех пор, пока они действуют в рамках закона. И это неправильно – предъявлять к ним эти претензии, у них обязанность, это их долг – реагировать на нарушения законодательства».
Ходорковский и председатель совета директоров Group Menatep Платон Лебедев были осуждены в 2005 году на восемь лет колонии каждый, в августе 2006 года суд признал ЮКОС банкротом, его активы достались другим компаниям.
ТНК-BP и раздел 50 на 50
Путин 27 мая 2006 года:
«С ТНК-BP пока ничего не произошло. У них [британских совладельцев компании] есть проблемы с их российскими партнерами. И я их предупреждал несколько лет назад о том, что такие проблемы возникнут. И дело не в том, что это ТНК-BP. Дело в том, что несколько лет назад они создали совместное предприятие с разделением пакета акций 50 на 50. Когда они это делали, я присутствовал на подписании документов, и я им сказал: не надо этого делать, договоритесь, чтобы кто-то из вас имел контрольный пакет. И мы не против, чтобы это была BP. Мы поддержим, если это будет и российская часть вашего совместного предприятия. Но нужно, чтобы был хозяин. Они мне сказали: нет-нет, мы договоримся. Я говорю: «Ну договаривайтесь». Вот и результат: у них постоянно возникают трения, кто у них главный».
В конце 2008 года была согласована отставка гендиректора ТНК-BP Роберта Дадли. В марте 2013 года компания была поглощена «Роснефтью».
«Мечел», Зюзин и доктор
Путин 24 июля 2008 года:
«Есть у нас такая уважаемая компания «Мечел». Кстати, собственника и руководителя компании Игоря Владимировича Зюзина мы пригласили на сегодняшнее совещание, но он вдруг заболел. А между тем известно, что в первом квартале текущего года компания продавала сырье за границу по ценам в два раза ниже внутренних. А значит, и мировых. А маржа где? В виде налогов для государства? Конечно, болезнь есть болезнь, но я думаю, что Игорь Владимирович должен как можно быстрее поправиться. Иначе к нему доктора придется послать. И зачистить все эти проблемы. Прошу также Федеральную антимонопольную службу обратить на это особое внимание. А может быть даже и Следственный комитет прокуратуры – надо разобраться, что-то происходит там».
«Мечел» Зюзина оказался в кризисе, который с каждым годом усугублялся. К концу сентября 2014 года долг компании составил около $8 млрд.