Первые версии причин крушения A321 в Египте, 02 ноя 2015, 22:21

Не только чартеры: на чем зарабатывали собственники «Когалымавиа»

Владельцы «Когалымавиа», самолет которой потерпел крушение 31 октября, сами обслуживали свою технику, продавали туры и управляли отелями на популярных курортах
Читать в полной версии
(Фото: AP)

Несколько десятков человек с камерами и диктофонами в 12 утра выстроились в холле и на лестнице бизнес-центра около метро «​Кожуховская». Во дворе бизнес-центра развернулись тарелки с логотипами всех федеральных телеканалов, собравшихся на первую пресс-конференцию руководства «Когалымавиа», самолет которой потерпел аварию 31 октября в небе над Синаем.

Если верить позолоченной табличке на дверях офисного центра, в нем расположились все основные компании холдинга Tourism Holding & Consulting. В их числе: авиакомпания Metrojet (торговая марка «Когалымавиа»), туристическая фирма Brisco, рекламное агентство Uno, охранное предприятие Almaz, иммиграционно-визовый консультант BRP Group. На втором этаже в коридоре центрального офиса холдинга, куда в понедельник днем суровые охранники с бейджами Almaz пропускали только по спискам, стоял стол со свечами и фотографиями погибшего экипажа Airbus A321.

Перевозка нефтяников

«Когалымавиа» была основана в 1993 году, изначально она занималась регулярными и чартерными перевозками. Ее самолетами летали нефтяники из аэропортов Сургута и Нижневартовска в различные города России, прежде всего в Москву, а также в аэропорты крупнейших городов СНГ. В регионе Сургута по мере необходимости осуществлялись рейсы на вертолетах, говорится на сайте авиакомпании. Авиапарк компании на тот момент состоял исключительно из самолетов российского производства — Ту-134 и Ту-154.

В сентябре 2009 года флот компании пополнился двумя самолетами Airbus A320, а через два года компания полностью перешла на машины этого производителя. В мае 2012 года компания произвела ребрендинг — из Kolavia в Metrojet. До субботней трагедии у нее насчитывалось девять самолетов: два Airbus A320 и семь Airbus A321.

Обновление авиапарка и последовавший за ней ребрендинг по времени совпали со сменой собственников. Согласно СПАРК-Интерфакс, как минимум с середины 2003 года до 2009 года совладельцем «Когалымавиа» был ЛУКОЙЛ, а затем 100% получила компания «Штерн-с», принадлежащая бывшему топ-менеджеру ЛУКОЙЛа Серику Рахметову (с ним РБК связаться не удалось). Он переуступил авиакомпанию Западной авиационно-инвестиционной компании (ЗАИК) в 2012 году.

У ЗАИК несколько раз менялись собственники. В октябре этого года, по данным СПАРК-Интерфакс, 44,4% компании получил представитель турецкой туристической отрасли, владелец Onurair Хамит Джанкут Багана, по 27,8% осталось у Амирбека Гагаева и Бувайсара Халидова (оба числились совладельцами компании и раньше). Воздушный кодекс не запрещает иностранцам выступать совладельцами российских авиакомпаний при условии, что их доля не превышает 49% (ст.61 Воздушного кодекса РФ).​

В июне 2013 года «Когалымавиа» вошла в состав международного туристического холдинга Tourism Holding & Consulting, говорится на сайте авиакомпании. В апреле 2014 года президент холдинга Исмаил Лепиев договорился c губернатором Самарской области об объединении «Когалымавиа» с Air Samara, региональные власти должны были получить 25% в объединенной компании. Но сделка так и не состоялась: год назад у Air Samara отозвали сертификат эксплуатанта.

Сам себе мастер

В этом году авиакомпания обслуживает чартерные рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга и Самары в Анталью, Шарм-эль-Шейх и Хургаду. Airbus A320 с бортовым номером EI-ETJ накануне катастрофы перевез пассажиров из Самары в Шарм-эль-Шейх, откуда забрал туристов в Петербург. Борт, по данным авиакомпании, заправлялся в Самаре и дозаправлялся в Египте, перед последним вылетом он был технически исправен — его состояние проверил техник компании.

«Когалымавиа» самостоятельно обслуживает самолеты, сотрудники других компаний и аэропортов не имеют к ним доступа, заявил в понедельник на пресс-конференции заместитель генерального директора по инженерному обеспечению Андрей Аверьянов. Техники перевозчика в том числе работают и в аэропорту Шарм-эль-Шейха, из которого в субботу взял курс на Санкт-Петербург Airbus A321, потерпевший катастрофу.

О том, что авиакомпания самостоятельно проводит техническое обслуживание судов на базе в Домодедово, РБК рассказал источник, близкий к крупной российской инжиниринговой авиационной компании и подтвердил менеджер одной из компаний — партнеров «Когалымавиа». Российские авиакомпании привлекают для обслуживания самолетов как крупные международные инжиниринговые компании («Аэрофлот», Lufthansa Technic), так и работают со своими собственными службами («Сибирь», «С7 Инжиниринг»). Официальный представитель Домодедово отказался от комментариев.

Если бы у авиакомпании были проблемы с техническим состоянием самолетов, то это отразилось бы в рейтинге пунктуальности перевозчиков, который регулярно публикует Росавиация, сообщил РБК чиновник профильного ведомства. Согласно последнему рейтингу за июнь 2015 года, «Когалымавиа» — в первой тройке самых пунктуальных перевозчиков. Из 581 рейса было задержано всего три, или 0,6% от общего числа. Только авиакомпании «Россия» и S7 опережают «Когалымавиа» в рейтинге.

Видео: РБК

В 2013 году суд по иску Ространснадзора определил ей штраф в 30 тыс. руб. за задержку 33 вылетов в мае того же года. Компания заставила пассажиров ждать вылета в Барселону, Анталью, Хургаду, Пардубице, Ираклион, Шарм-эль-Шейх и Даламан от двух до восьми часов. Больше компания ни разу не несла административную ответственность за задержки. Сейчас Ространснадзор повторно проверяет компанию.

«Существует европейский коэффициент безопасности SAFA. Он определяется на основании многочисленных проверок, проводимых специальной европейской комиссией воздушных судов и экипажей. У нас он составляет 0,67, при том что допустимое верхнее значение — две единицы», — заявил в интервью TourDom.ru и HotLine.travel Лепиев. Он же утверждает, что исправность самолетов перевозчика «подтверждается и всеми «чеками», которые мы проходим регулярно в полном соответствии с правилами».

Два самолета «Когалымавиа» по требованию Ространснадзора прошли проверку в воскресенье, инспекция третьего судна была намечена на понедельник, заявила на пресс-конференции представитель холдинга TH&C, в состав которого входит «Когалымавиа», Оксана Головина.

Туристический вираж

Авиакомпания «Когалымавиа» на своем сайте указывает, что в июле 2013 года она вошла в состав холдинга Tourism Holding & Consulting. Годом ранее, в июле 2012 года, перевозчик договорился с туроператором TUI Russia & CIS (СП Алексея Мордашова и крупнейшего турконцерна Европы TUI Group) о полетах под брендом TUI. При этом на эту известную марку были переведены не все аэробусы — часть из них сохранили текущий бренд Metrojet и использовались другими туроператорами, например «Санрайз Тур».

19 августа 2014 года авиакомпания сообщила о том, что с 21 августа прекращает выполнять все чартерные программы для TUI Russia «из-за невозможности прийти к соглашению по коммерческим условиям партнерства». Уже на следующий день, 20 августа, туроператор объявил о том, что подписал новый договор о долговременном сотрудничестве с «Оренбургскими авиалиниями» (входят в группу «Аэрофлот»). Судебные разбирательства между сторонами продолжаются до сих пор.

Разрыву с «Когалымавиа» предшествовала кадровая «чистка» в TUI Russia. В декабре 2013 года туроператорскую компанию покинул ее управляющий директор Крис Моттерсхед. С января новым руководителем TUI Russia стал Алексей Дробот, ранее в туристическом бизнесе не работавший. А в марте 2014 года из S-Group Алексея Мордашова, которая выступает партнером TUI в этом проекте, ушел ее сооснователь Владимир Якушев. Именно он курировал все инвестиции Мордашова в туристическую отрасль.

Разрыв с TUI в прошлом году способствовал тому, что новые владельцы «Когалымавиа» решили активно развивать свой туристический бизнес, полагают руководители двух крупных туроператоров. Но масштабные инвестиции со стороны владельцев TH&C начались еще в 2012 году.

Внешнее воздействие

«Очень надежный самолет»

Заместитель гендиректора авиакомпании «Когалымавиа» по организации летной работы Александр Смирнов заявил на пресс-конференции 2 ноября, что потерпевший крушение самолет A321 мог разрушиться в воздухе только в результате внешнего воздействия. По его словам, в случае отказа систем воздушное судно разрушилось бы только от удара о землю. «А320 — очень надежный самолет, автоматика не даст выйти на большие перегрузки даже при грубой ошибке пилота», — подчеркнул представитель компании. О каком именно внешнем воздействии может идти речь, Смирнов рассуждать отказался.

Без сигнала SOS

«Flightradar показал, что самолет затормозил в воздухе до скорости 300 км/час и снизился до высоты 1500 м. К этому моменту самолет получил катастрофические повреждения и находился в неуправляемом состоянии», — добавил Смирнов. По его словам, пилоты не предпринимали попыток выйти на связь и доложить об аварийной ситуации. Ранее об отсутствии сигнала SOS заявили также представители МАК и власти Египта.

Экипажи не жаловались

В «Когалымавиа» не выдвигают никаких версий о причинах крушения, но категорически отрицают возможность технической неисправности и ошибки пилотов. Самолет вылетел из аэропорта точно по расписанию, а значит, экипаж не предпринимал никаких дополнительных действий. Другие экипажи не жаловались на какие-либо неисправности данного самолета. Перед вылетом борт осматривался техниками «Когалымавиа» по стандартной процедуре.

Brisco и Prince Group

Если в России авиакомпания и туроператор Brisco позиционируются как часть холдинга TH&C, то в Турции — Prince Group. Именно эта группа в мае 2014 года была признана местным деловым изданием Capital самым быстро развивающимся отельером Турции. За три года номерной фонд Prince Group увеличился почти в 12 раз и достиг почти 5,3 тыс. койко-мест. По этому показателю группа заняла 18-е место среди всех отельеров Турции. (На первом месте — TUI Group с 26 тыс. койко-мест, а, к примеру, имеющий российские корни Tez Tour — на 14-м с 6,5 тыс.)

В 2010 году в управлении Prince Group были только два отеля — Porto Azzuro Delta и Club BellaMarre. В 2013 году холдинг стал владельцем сети Euphoria Hotels & Resorts (четыре отеля на побережье Турции и один в чешских Карловых Варах). Председатель правления Prince Group Ибрагим Лепиев в интервью местному изданию Tourism and Investment Magazine рассказывал, что инвестиции в сеть Euphoria составили около €80 млн и могут окупиться в течение восьми лет.

Президент TH&C Исмаил Лепиев в интервью бортовому журналу Metrojet Blue Sky в августе 2014 года называл отельный бизнес приоритетным. Отель в Карловых Варах он охарактеризовал как «бутик-отель европейского уровня», добавив, что есть планы «и на другие города в Европе и США».

Видео: РБК

Всего, по словам Лепиева, в TH&C входят 38 компаний, в которых работает более 10 тыс. человек. В бортовом журнале Metrojet за ноябрь 2014 года был назван оборот холдинга — $650 млн. Никаких подтверждений этим цифрам нет. Ни одна из компаний, указанных на сайте TH&C и Prince Group, не входит в топ-500 крупнейших компаний Турции, которые составляет местная версия журнала Fortune. Чтобы попасть в последний рейтинг, выручка компании в 2014 году должна была быть не меньше 284 млн турецких лир (около $130 млн).

Свой туроператорский бизнес Лепиев в прошлогоднем интервью бортовому журналу Metrojet описывал как сосуществование трех компаний: специализирующейся на массовых направлениях Brisco, предлагающей бюджетные туры On Travel и нишевая компания Evelina Travel с образовательными программами и медицинскими турами в Германию. В действительности сейчас бизнес и Brisco, и On Travel оформлен на одно юрлицо — ООО «ТриоМед», имеющее действующую финансовую гарантию на 30 млн руб. У ООО «Эвелина Трэвел» такой гарантии нет, поэтому отправлять клиентов за границу оно не может.

Теракт или нет?

Следов взрыва нет

31 октября египетская ячейка запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ) взяла на себя ответственность за гибель самолета А321. Москва и Каир называют это сообщение недостоверным. Первоначальный анализ обломков не показал следов взрыва; нет и указаний на то, что лайнер был сбит с земли. Эксперты также настаивают на том, что у египетского отделения ИГ нет вооружений, способных поражать цели на высоте 10 км.

«Были причины»

В то же время некоторые эксперты считают, что полностью исключить версию теракта пока нельзя. Сотрудник Французского института международных исследований Жюльен Носетти напоминает, что ранее ИГ никогда не лгало о своих действиях. «У ИГ были причины атаковать этот самолет, не в последнюю очередь из-за того, что Россия участвует в боевых действиях в Сирии «против мусульман», — добавил Носетти.

«Там сложно организовать теракт»

Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко указал на близость к месту катастрофы Израиля и палестинских территорий. ХАМАС с 2006 года контролирует сектор Газа и наносит по израильской территории ракетные удары. Впрочем, эксперт отметил: «На Синае всегда было много египетских войск. Там сложно организовать теракт».

Три источника угрозы

Египетские военные ведут спецоперации на Синае в течение последних 20 лет. Террористическая угроза там исходит от трех основных источников: боевиков бедуинских племен, конфликтующих с властями; аффилированных с «Аль-Каидой» и ИГ джихадистов; радикализовавшихся активистов движения «Братья-мусульмане» (запрещенная в России террористическая организация), на которых опирался свергнутый президент Мурси.

Еженедельно Brisco отправляет за границу около 6 тыс. клиентов, говорила директор по продажам и маркетингу туроператора Юлия Полесовая. Про планы отправлять в Египет до 6 тыс. туристов в неделю в наступающем зимнем сезоне Metrojet заявлял и управляющий директор Brisco Окай Йылдырым в последнем, ноябрьском выпуске бортового журнала. В высокий сезон Brisco действительно может обслуживать такое количество туристов, но сейчас, в межсезонье, это, скорее всего, около 3–3,5 тыс. человек, скептичен руководитель крупного туроператора. При этом он отмечает, что у лидеров рынка — Coral Travel, «Пегас Туристик», «Библио Глобуса» — объемы на порядок больше. Пока Brisco — туроператор второго эшелона, заключает собеседник РБК.

Источники: Flightradar24
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех