Обвал рубля, 03 фев 2016, 17:34

Кризис вынудил 80% россиян покупать товары под марками ретейлеров

Более 80% россиян постоянно покупают товары под собственными марками торговых сетей, свидетельствуют данные исследовательской компании Nielsen. Большинство россиян продолжат их покупать и после окончания кризиса
Читать в полной версии
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

​Отказываемся от брендов

83% россиян постоянно покупают товары под собственными торговыми марками (СТМ) сетей, следует из данных международной исследовательской компании Nielsen, предоставленных РБК. При этом 41% российских покупателей берут продукцию под СТМ при каждом посещении магазина, 22% — при каждом втором. Исследование Nielsen провела в ноябре 2015 года, в нем приняли участие 1200 респондентов в Москве, Санкт-Петербурге и еще в семи городах-миллионниках (через онлайн-опросы и личные интервью сотрудников компании). В исследовании также используются данные федерального ретейл-аудита Nielsen.

Nielsen не проводила аналогичное исследование годом ранее, поэтому не имеет сопоставимых данных по доле покупателей СТМ к 2014 году. Однако треть респондентов во время ноябрьского опроса 2015 года отметили, что они стали обращать больше внимания на СТМ. Большинство из них объяснили это желанием сэкономить: товары под собственными торговыми марками сетей дешевле брендированных товаров. К примеру, макароны под СТМ в среднем в два раза дешевле брендированных аналогов, а традиционные молочные продукты — дешевле примерно на 20%, приводит данные Nielsen. В «Ашане» подсчитали, что разница в стоимости между товарами СТМ и под известными брендами составляет в среднем 20–30%. По данным «Ашана», наибольшая разница по стоимости встречается в категориях шоколада (75%) и бутилированной воды (100%) Также разница в розничных ценах зависит от позиционирования продукции.

Более низкая стоимость частных марок сетей по сравнению с товарами крупных брендов объясняется в первую очередь условиями, на которых производители СТМ получают заказ от ретейлеров: сети устраивают что-то вроде аукционов, на которых предлагают выпустить нужный ретейлеру товар за наименьшую стоимость. Также упаковка продуктов под СТМ обычно выглядит довольно скромно, в рекламу и продвижение такой продукции сети вкладываются по минимуму.

Большинство респондентов Nielsen отметили увеличение предложения СТМ в магазинах, а треть отметили улучшение качества этих товаров. «За последний год существенно расширился ассортимент частных марок, — подтверждает директор по работе с розничными сетями «Nielsen Россия» Дмитрий Швецов. — Они стали доступны в категориях, в которых р​аньше не присутствовали. Традиционно частные марки в России запускались в экономичном сегменте, но в последнее время наметилась тенденция выхода в средний и высокий сегменты».

В каких регионах больше

Сегодня 41% продаж всех товаров под СТМ приходится на Центральный федеральный округ, подсчитали аналитики Nielsen. На втором месте — Приволжский федеральный округ с долей 18%. Третье делят Северо-Западный, Южный и Северо-Кавказский округа — каждый занимает по 12%. Однако наиболее динамично частные марки развиваются в Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральном округах, отмечает Дмитрий Швецов. К примеру, если в октябре 2014-го — сентябре 2015-го продажи товаров FMCG (повседневного спроса) в Уральском округе по отношению к аналогичному предыдущему периоду выросли на 10% в денежном выражении, то рост продаж товаров под частными марками составил 32%. В Дальневосточном округе продажи под частными марками и вовсе выросли почти в два раза — на 98%. «Рост обусловлен в первую очередь экспансией форматов современной торговли в эти регионы», — поясняет Швецов.

Доля будет расти

Кризис подогревает спрос на частные марки, отмечают аналитики Nielsen в исследовании, однако категория продолжит расти и после кризиса. 83% опрошенных компанией россиян заявили, что продолжат покупать товары под СТМ и в будущем, когда уровень их жизни вырастет. Интересно, что доля таких респондентов оказалась примерно одинаковой в группах с разным уровнем дохода.

«Российский рынок в ближайшее время пойдет по стопам европейского, где частные марки не только присутствуют во всех ценовых сегментах, включая премиум, но и являются по-настоящему дифференцирующим признаком, обеспечивая ретейлеру покупательскую лояльность. На российском рынке доля частных марок в объеме продаж в денежном выражении пока не превышает 5%, но из года в год она будет увеличиваться двузначными темпами», — отмечает Дмитрий Швецов.

Продажи товаров под частными марками в 2014 году занимали в обороте ретейлеров около 10%, а в 2015 году существенно выросли и у некоторых сетей стали достигать 15%, говорил РБК осенью 2015 года Андрей Карпов, тогда занимавший должность исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли.

Собственные торговые марки

70% россиян, по данным Sberbank CIB, в кризис перешли на более дешевые товары

40% россиян год назад заявляли о том, что не готовы покупать товары под собственными торговыми марками (СТМ) ретейлеров в тех категориях товаров, где имеет значение качество продукта

25% в среднем составляет разница между стоимостью товаров под СТМ сетей и под известными брендами

2-е место занимает рост цен на еду в списке факторов, которые больше всего волновали россиян в конце 2015 года

24% достигнет совокупная доля «Магнита», X5, «Дикси», «Ленты» и «О'кей» в обороте продовольственного рынка России в конце 2016 года

54% россиян сегодня хватает денег только на еду

В 40 раз выросли в натуральном выражении продажи средств для бритья под СТМ в 2015 году

47% составляла доля собственных марок ретейлеров в категории «Шоколадная паста» в середине 2015 года

Источник: Nielsen, Sberbank CIB, Росстат

Помимо выхода в более высокие ценовые категории ретейлеры в последнее время активно начали наращивать на полках количество непродовольственной продукции под СТМ. К примеру, резко выросли продажи частных марок в категории средств после бритья: их продажи в натуральном выражении в мае—июне 2015 года по отношению к тому же периоду прошлого года возросли на 4324%, показывали данные ретейл-аудита Nielsen. Правда, доля средств после бритья под частными марками в общем объеме категории тогда все равно оставалась мизерной — всего 0,3%. Значительно лучше положение СТМ в сложной категории подгузников: за год рост продаж СТМ в этой категории год к году составил 260%, а доля товаров под частными марками составляла уже 7,5%.Продовольственные ретейлеры постепенно заходят даже в такие нетипичные для СТМ категории, как спортивные товары, товары для дома, детские игрушки. Например, с 2014 года «Лента» добавила в портфель две новые частные марки — бренд детских игрушек Bigga и бренд для товаров для спорта и активного отдыха Actico.

Розница выигрывает

Торговым сетям постепенно удается «приучить» покупателя к собственным торговым маркам, признает директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова: «Потребители стали больше доверять продукции под собственными торговыми марками, что подтверждает рост объема продаж», — рассказывает она. Так, если в 2014 году доля товаров под частными марками «Ашана» в ассортименте составляла 16,88%, в 2015 году она увеличилась до 20,4%. А количество выпускаемых товаров под СТМ в прошлом году выросло на 25%, до 2,5 тыс. ассортиментных позиций. В дискаунтерах «Дикси» в конце 2014 года совокупная доля СТМ в товарообороте составляла 9,8%, а на конец 2015-го она достигла уже 16%. Общее количество наименований в ассортименте за год увеличилось на 40%, до 600. «Товары под собственными марками сети сегодня попадают в каждый второй чек покупателей «Дикси», — говорит представитель «Дикси» Екатерина Куманина.

В сети «Перекресток» (входит в X5 Retail Group) каждый четвертый проданный товар — это товар под СТМ, рассказал РБК директор департамента маркетинга торговой сети «Перекресток» Дмитрий Медведев. Сейчас в сети на товары под СТМ приходится около 5% товарооборота, эту долю планируется к концу года довести до 10%. В целом в торговых сетях Х5 Retail Group — «Пятерочке», «Перекрестке» и «Карусели» — товары под СТМ принесли 14,1% выручки в 2015 году.​

Pro
Какие нюансы налоговой амнистии за дробление бизнеса никто не обсуждает
Pro
Индонезия против: почему в стране запретили новейшую модель iPhone
Pro
«Рынок заложил спад в акции». Чем обвал цен на сталь грозит металлургам
Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Как оптимизировать загрузку и перестать возить воздух в фурах
Pro
Необычный способ закрыть вакансии. Нанимаем людей с долгами
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах