Бизнес, 03 фев 2022, 08:00

Цена авиаперелетов экономом за год выросла самым быстрым темпом с 2012-го

По прогнозу экспертов, стоимость билетов в 2022 году может увеличиться на 15–20%
Темп роста средней стоимости авиаперелетов экономклассом в 2021 году на фоне удорожания керосина достиг максимума за десять лет. Но до абсолютного максимума цены билета еще далеко — она была зафиксирована в 2010 году
Читать в полной версии
Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Годовой темп роста стоимости авиабилетов в денежном выражении на перелеты по России в течение 2021 года достиг максимума как минимум за последние десять лет (2012–2021 годы), следует из данных Росстата.

В декабре 2021 года средняя цена полета в салоне экономического класса самолета составила 5482,21 руб. в расчете на 1 тыс. км пути, что на 15% (или 709,54 руб.) больше, чем в январе прошлого года. Предыдущий максимальный рост стоимости билетов (на 674,53 руб., или 13,18% за год) наблюдался в допандемийном 2019-м: если в январе средняя цена полета составляла 5115,87 руб., то в декабре — 5790,40 руб.

Но до абсолютного максимума стоимости билета (при анализе с 2000 года) еще далеко — она была зафиксирована в августе 2010 года на уровне 6892,51 руб.

С целью повышения доступности авиаперевозок для населения реализуются три программы субсидирования, заявила РБК cоветник руководителя Росавиации Елена Михеева. В 2022 году субсидируются перевозки по 171 маршруту на сумму 12,3 млрд руб. К тому же по программе развития региональных перевозок будут субсидироваться 415 маршрутов на сумму 9,3 млрд руб., а единая дальневосточная авиакомпания «Аврора» будет выполнять перевозки по 36 социально значимым маршрутам, на эти цели выделено еще 5,9 млрд руб.

Снижение средней стоимости билетов связано с падением платежеспособного спроса и ростом парка самолетов российских перевозчиков, объясняет директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий. «За десять лет авиакомпании обновили парк и сами научились работать эффективнее. Поэтому средний тариф снижается, хотя на востребованных направлениях растет», — добавил эксперт.

Стоимость авиабилета складывается из затрат на лизинг и техническое обслуживание авиатехники, услуги аэропортов, зарплату персонала, аэронавигацию и др. Но самая значительная часть — на нее приходится около 40% — затраты на керосин, напоминает директор группы корпоративных рейтингов агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР) Александр Диванов. По данным Refinitiv, в январе 2021 года его средняя стоимость в российских аэропортах составляла 49,550 тыс. руб. за тонну. К декабрю она выросла почти в полтора раза, до 73,187 тыс. руб. Поэтому подорожание топлива, как указывает Диванов, неизбежно приводит к росту стоимости билета, так как у авиакомпаний практически нет запаса маржинальности для сдерживания цен.

В 2021 году из-за этого «Аэрофлот» повысил топливный сбор дважды: на внутрироссийских направлениях он увеличился до 2200 руб. Рост стоимости керосина обошелся компании в 14,5 млрд руб. дополнительных расходов, следует из ее отчетности. Дополнительные расходы крупнейшей частной авиакомпании S7 оказались еще выше — 20 млрд руб., отмечала совладелица и гендиректор S7 Group Татьяна Филева.

Рост цен на керосин может спровоцировать увеличение стоимости билетов за счет топливных сборов и в 2022 году, отмечала пресс-секретарь «Уральских авиалиний» Вера Гасникова. О том, что цены на билеты «пойдут вверх» в 2022 году, предупреждал и совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев. «Это очевидные вещи, есть законы экономики, с ними спорить абсолютно бессмысленно — либо нужно закрываться, либо повышать тарифы», — отмечал бизнесмен. По прогнозу НКР, стоимость авиабилетов в 2022 году может вырасти на 15–20%.

В S7 и «Уральских авиалиниях» отказались от комментариев. РБК направил запросы в пресс-службу группы «Аэрофлот» и Utair.

Как Росстат оценивает стоимость авиабилетов

Показатель «Полет в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1 тыс. км пути» используется специалистами Росстата для расчета индекса потребительских цен. Этот индекс рассчитывается на основе данных из 282 российских городов, а стоимость билетов — только по населенным пунктам с аэропортами. По оценкам ведомства, 2/3 рейсов и билетов, которые попадают в мониторинг цен Росстата, — это перелеты в Москву. «В случае если нет рейсов в Москву, регистраторы фиксируют цены на прямые авиаперелеты в крупные российские города на регулярных рейсах», — пояснили РБК в пресс-службе Росстата.

Специалисты Росстата наблюдают за динамикой стоимости билетов как через интернет, так и приезжая в билетные кассы в аэропортах вылета, чтобы ознакомиться с реальными ценами. Средняя цена на авиабилеты рассчитывается по сложному алгоритму — регистраторы «покупают» билеты, которые рассчитаны на вылет через 15 дней, через 10 дней и через три дня (таким образом можно учесть ценовые изменения, связанные со сроком вылета). Мониторятся цены минимум на три-пять рейсов (все зависит от частоты вылетов из аэропорта в Москву или другие крупные города России). Учитывается стоимость билетов на рейсы, пользующиеся наибольшей популярностью у пассажиров, и тарифы, по которым покупается большинство билетов. Как правило, это билеты средней ценовой категории. При расчетах не учитываются билеты комфорт-класса или бизнес-класса, а также билеты, которые продаются с индивидуальными скидками.

Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители