Антикризисные меры, 03 апр 2020, 16:37

Власти увидели проблему с поставкой товаров в регионы из-за спецпропусков

Введение некоторыми регионами собственного режима пропусков для транспорта привело к проблемам с перевозкой товаров, в том числе первой необходимости. Минпромторг уже попросил регионы и Минтранс устранить несогласованность
Читать в полной версии
Фото: Егор Алеев / ТАСС

О недопустимости блокирования работы транспорта, перевозящего товары, в том числе продовольствие и товары первой необходимости, предупредил глав регионов министр промышленности и торговли Денис Мантуров. В пятницу, 3 апреля, Минпромторг направил главам регионов указания по организации работы объектов, обеспечивающих функционирование товаропроводящей цепи. Документ за подписью министра есть в распоряжении РБК. Подлинность письма подтвердили в Минпромторге, а также два получивших его участника рынка.

Сейчас перевозки торговых операторов, в том числе федеральных, блокируются требованиями отдельных субъектов к формам пропуска на транспорт, следует из письма. В отдельных субъектах не пропускают транспорт, который обеспечивает доставку интернет-заказов. Об этой проблеме Мантуров предупредил и министра транспорта Евгения Дитриха. В письме, которое также было направлено 3 апреля, глава Минпромторга указывает, что свои формы пропуска разрабатывают и утверждают, в частности, Краснодарский край, Башкирия, Ленинградская, Мурманская и Саратовская области, Татарстан.

В указаниях руководителям регионов глава Минпромторга потребовал от руководителей субъектов обеспечить беспрепятственный проезд транспорта, перевозящего товары. Мантуров также напомнил, что в соответствии с распоряжением правительства «дистанционная торговля продовольственными и непродовольственными товарами допускается».

Главу Минтранса министр Мантуров в письме попросил «незамедлительно обеспечить организацию порядка оформления пропусков грузового транспорта» так, чтобы пропуск, выданный органом исполнительной власти одного субъекта, мог считаться действительным и на территории другого субъекта. В Минпромторге отправку этого письма также подтвердили и добавили, что считают наилучшим вариантом отмену пропусков для грузового автотранспорта, «так как вряд ли кому-то придет в голову просто так ездить на фуре и грузовике без цели перевозки грузов». Это предложение относится, в том числе, к службам доставки операторов интернет-торговли, подчеркнули в министерстве.

РБК направил запрос в Минтранс.

Кто столкнулся с трудностями

C проблемами из-за ограничений, связанных с режимом самоизоляции, уже столкнулись производители и поставщики продуктов, которым необходимо для передвижения в рабочих целях получать дополнительные документы — справки от работодателя, пропуска и т. д. Хотя в Москве власти решили пока не вводить пропускной режим, в других регионах у компаний возникают проблемы с получением пропусков на свой транспорт, а также на транспорт дистрибьюторов и поставщиков сырья и тары, говорит исполнительный директор ассоциации производителей и поставщиков продуктов питания «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. По его словам, рынок не везде понимает, каким образом будет выстроена работа по выдаче пропусков предприятиям, какие документы для этого будут нужны, каким образом необходимо будет их подавать и т.п.

Ситуация осложняется тем, что требования по выдаче пропусков в разных регионах разрозненные, а в некоторых субъектах продолжают действовать ограничения на транспортировку грузов, добавляет исполнительный директор «Руспродсоюза». «Если данные вопросы не будут решены в ближайшее время, то это может привести к сложностям и затягиванию процесса выдачи пропусков на автомобили, занимающиеся доставкой продовольствия, и резко негативно отразиться на наличии продуктов питания на полках магазинов», — говорит Востриков. Он подчеркивает, что до создания регламентов и обеспечения быстрой выдачи пропусков не должно быть штрафов и ограничений на перевозку сырья, тары и продукции.

С серьезными затруднениями для производства и снабжения продовольственных магазинов из-за системы пропусков в разных регионах уже столкнулись производители безалкогольных напитков. В некоторых регионах форматы справок и пропусков утверждаются на муниципальном уровне, а в ряде регионов, например в Саратовской области, работнику нужно лично заверять такую справку в местных органах власти, рассказал РБК президент Союза безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков. По его словам, союз 2 апреля направил письмо руководителю рабочей группы Госсовета по противодействию распространению коронавируса с просьбой ввести единую для всех регионов форму справки для работников предприятий и их водителей.

Установить единую форму пропусков попросил и Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики, который 3 апреля направил соответствующее письмо премьер-министру Михаилу Мишустину. Сейчас в разных субъектах для оформления пропуска требуется предоставить разный набор данных, конкретный пропуск действует только в одном регионе, а для его получения необходимо физическое присутствие заявителей в зданиях муниципальных администраций или региональных органов власти, указывает исполнительный директор союза Ольга Федоткина. «Все это создает препятствия бесперебойной грузовой логистике и несет прямой риск заражения COVID-19 при посещении государственных учреждений», — добавляет она.

Учитывая, что работодатель несет ответственность за достоверность сведений, указанных в справке, союз не видит необходимости в бюрократизации данного процесса, который создает избыточные требования, препятствующие обеспечению бесперебойной грузовой логистики не только в отдельных регионах, но и по всей территории РФ.

В Краснодарском крае со сложностями из-за необходимости оформлять пропуска столкнулся ряд компаний, в том числе экспортеры зерна. Так, в районе поселка Владимировка стоят в очереди 117 зерновозов, их не пускают в порт Новороссийска без пропусков, рассказал РБК Денис Деменков, гендиректор крупнейшего зернового терминала — Новороссийского комбината хлебопродуктов. Такая ситуация, по его словам, создает риски для экспорта.

Из-за ужесточения режима самоизоляции сотрудники предприятий, осуществляющих производство продуктов питания, которые в соответствии с указом президента могут продолжить работу, должны получать справку, подтверждающую, что они работают на непрерывно действующем предприятии, отмечает директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев.AB InBev Efes

Помимо сотрудников производств такую справку также должны иметь водители, обеспечивающие перевозку продукции компаний. Но уже сейчас многие регионы (например, Новгородская и Саратовская области, Краснодарский край) ввели и продолжают вводить собственные формы справок, и теперь водители должны получать разрешение на перемещение от каждого транзитного региона, отмечает Дурдыев. «В результате складывается ситуация, когда водителю при транзите по нескольким регионам нужно иметь с собой множество разных справок для разных регионов вместо единой формы справки, которая была бы установлена на федеральном уровне, или одной справки от работодателя. Это не только усложняет обеспечение потребителей необходимыми товарами, но и разрывает единое экономическое и правовое пространство в стране», — добавляет Дурдыев.

Один из крупных федеральных ретейлеров также столкнулся со сложностями в транспортировке товаров из-за различия в требованиях регионов к формам пропуска, рассказал РБК источник в компании. Но, по его словам, речь шла о разовых случаях и они решались оперативно. У «Магнита» нет проблем с передвижением грузового транспорта ни в одном из регионов присутствия, сообщил РБК представитель компании.

Как регионы запрещают онлайн-торговлю

Как рассказал РБК президент Ассоциации компаний интернет- торговли (АКИТ) Артем Соколов, во многих регионах по-своему интерпретируется распоряжение правительства от 27 марта, разрешающее работу дистанционной торговли. «Отрасли приходится тушить пожары. Где-то формальный подход, в каких-то регионах власти идут навстречу игрокам и пытаются разобраться в проблематике. Нужно помнить, что в некоторых регионах отделение почты и пункт выдачи заказов — единственная возможность получить товар», — добавляет он.

АКИТ в четверг направила на имя премьер-министра Михаила Мишустина письмо, в котором участники рынка предлагают вынести вопрос на федеральный уровень и утвердить единую форму пропусков для курьеров и поставщиков. Также письмо предлагает дать исчерпывающее определение понятию дистанционной торговли как вида торговли, осуществляемой с помощью дистанционных форм заказа товаров (в том числе через интернет) с доставкой этих товаров курьерами, экспедиторами или транспортными компаниями до места, указанного клиентом, в ПВЗ, в том числе в постаматы.

Большая часть проблем участников отрасли возникла также с пропускными режимами для транспорта. «Когда регион создает такую систему за один день, это порождает массу вопросов и сложностей», — поясняет Соколов. По его мнению, простой формы в виде справки от компании-работодателя было бы достаточно для обеспечения работы логистических служб.

По данным АКИТ, самые существенные ограничения введены в Татарстане и Краснодарском крае, где торговые компании и их партнеры должны зарегистрироваться в специальных реестрах на муниципальном уровне. Кроме того, компании обязаны выдавать своим сотрудникам специальные справки со ссылками на нормативно-правовые акты муниципальных органов власти, которыми утверждается указанный реестр. Таким образом, только в Краснодарском крае, где семь городских образований и 34 муниципальных района, игрокам и их партнерам нужно зарегистрироваться в 44 реестрах, приводит ассоциация пример в своем письме.

Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха
Pro
Русский Куршавель: как инвестировать в недвижимость на Алтае
Pro
Аттестация без негатива, обид и страха: 10 правил оценки персонала
Pro
Темная сторона ЗОЖ: что такое хелсизм и чем он опасен