«Сибур» переведет офисный персонал на четырехдневку из-за коронавируса
Крупнейшая нефтехимическая компания в Восточной Европе «Сибур» приняла решение реализовать комплекс мероприятий, включая временный переход на четырехдневную рабочую неделю всех сотрудников корпоративного центра в Москве и административно-управленческого персонала предприятий для сохранения финансовой устойчивости. Об этом РБК сообщил представитель «Сибура». Четырехдневная рабочая неделя подразумевает сокращение заработной платы сотрудников на 20%.
В «Сибуре», крупнейшими акционерами которого являются бизнесмены Леонид Михельсон (занимает второе место в списке богатейших россиян по версии журнала Forbes с оценкой состояния в $19,7 млрд) и Геннадий Тимченко (№ 6, $16,9 млрд), работают более 23 тыс. человек.
На четырехдневную рабочую неделю перейдет около трети персонала, сказал РБК источник, близкий к компании. То есть речь о 6–8 тыс. человек. По словам собеседника РБК, все офисные служащие, включая руководителей, будут переведены на четырехдневную рабочую неделю в ближайшие дни, эта мера будет действовать около трех месяцев.
«Все члены правления, так же как и весь офис в Москве, работают в дистанционном режиме. У большинства членов правления рабочее время и раньше было за пределами формального, а сейчас день стал и раньше начинаться, и позже заканчиваться, так как исчезло время для поездки на работу и с работы», — сказал представитель «Сибура». Он не ответил на прямой вопрос, коснется ли мера четырехдневки членов правления во главе с Дмитрием Коновым.
Сокращение рабочей недели не коснется работников, которые связаны напрямую с ведением технологических процессов и обеспечением работоспособности оборудования и составляют большую часть персонала, подчеркнул представитель компании. «Сибур» продолжит бесперебойную работу, сохранит дисциплину исполнения операционных задач и качество сервиса для клиентов», — обещал он.
Эпидемиологическая обстановка, связанная с пандемией коронавируса, и, как следствие, сложная экономическая ситуация в мире существенным образом влияют на нефтехимическую отрасль и на компанию, отмечает представитель «Сибура». «Еще до ситуации с коронавирусом глобальная нефтехимия вошла в понижающую фазу цикла. Компания продолжает производство практически всей линейки продуктов, но видит снижение спроса и цен на продукцию», — отметил он.
В качестве примеров падения спроса на нефтехимическую продукцию представитель «Сибура» приводит масштабные остановки заводов автопроизводителей и производителей шин в Европе, а также прерывание налаженных логистических цепочек. «В этой ситуации компания работает с серьезными вызовами, требующими оперативных и действенных решений, которые позволят сохранить рабочие места и гарантировать стабильную работу предприятий после завершения эпидемиологической угрозы и постепенной стабилизации экономики», — заключил он.
На расходы на персонал приходится более 30% постоянных затрат «Сибура». В последние пять лет наблюдался «значительный рост» затрат на фоне устойчивого финансового положения компании, отмечает ее представитель. За пять лет, с 2015 по 2019 год, сумма вознаграждения (состоит из заработной платы, премий, добровольного медицинского страхования и прочих выплат) ключевого руководящего персонала «Сибура», в который входят 16 человек, выросла в полтора раза — с 826 млн руб. до 2,119 млрд руб., следует из отчета компании. Общие затраты компании на оплату труда за эти пять лет увеличились с 30,66 млрд руб. до 46,34 млрд руб.
Инвестиции «Сибура» в 2019 году составили 150,38 млрд руб.
Комплекс мероприятий для сохранения финансовой устойчивости также включает оптимизацию затрат на услуги сторонних организаций, пересмотр инвестпрограммы в части сроков реализации проектов, перераспределение сырьевой корзины по отдельным производствам. Это, по оценке компании, позволит компенсировать до трети возможных потерь.
1 апреля стало известно, что Олег Белозеров, гендиректор РЖД, крупнейшего работодателя в России, предложил массово ввести в компании неполный рабочий день, в том числе для членов правления. Необходимость такой меры он объяснил трудностями, с которыми столкнулась железнодорожная отрасль на фоне экономического спада в первом квартале 2020 года.
«В этой связи крайне важно обеспечить как социальную стабильность в трудовых коллективах, так и сохранить высокий кадровый потенциал работников компании», — указал Белозеров. Возможность изменения графика работы он предложил рассматривать как альтернативу сокращению штата.