Бизнес, 03 июн 2015, 17:13

За десять лет рыночная доля АвтоВАЗа снизилась втрое

С 2005 года АвтоВАЗ втрое снизил присутствие на российском рынке, который захватили корейские, европейские и японские автомобильные бренды
Читать в полной версии
Фото: Коммерсантъ

​Рыночная доля АвтоВАЗа за последние десять лет снизилась почти в три раза. По данным «Автостата», если в 2005 году на Lada приходилось 48,7% продаж легковых автомобилей в России (объем рынка в целом был 1,45 млн штук), в 2015 году доля снизилась до 17,7% (прогноз продаж машин всех марок от 1,5 млн штук).

У Lada самое большое падение из всех представленных сегодня на российском рынке брендов. Ford, занимающий второе место среди марок-аутсайдеров, представленных сегодня на российском рынке, за предыдущие 10 лет снизил долю с 4,2 до 1,5%. Chevrolet — с 4,6% до 2,8%, Mitsubishi — с 3,8 до 2,4%.

Лидером роста за десятилетие​ стала Kia. Корейский производитель с 2005 года увеличил свою рыночную долю на 8 процентных пунктов, до 9,7%. На втором месте Renault — рост с 2,2 до 7,3%. В премиальном сегменте лидирует Mercedes, нарастивший долю на 3,1 процентных пункта, до 3,4%.

Не дороже $10 тысяч: десять самых популярных в кризис автомобилей
Фотогалерея

В целом доля российских брендов на местном рынке снизилась в 2,5 раза (с 57,5 до 22,5%). Примерно так же упали «американцы» — в 2 раза, с 9 до 4,5%. Доля европейских брендов, напротив, выросла в 3,7 раза (с 7,3 до 27,8%). Долю в 22% занимают сегодня автомобили корейских марок, что соответствует двукратному росту (в 2005 году — 11,1%). Доля японских брендов выросла в 1,5 раза (с 14,7 до 21,3%). Китайские бренды занимают пока незначительную часть рынка, всего 1,9%, но и они показали пятикратный рост (в 2005 году их доля на рынке была 0,4%).

В количественном выражении продажи АвтоВАЗа также снизились. Если в 2005 году было продано 706 тыс. Lada, то в 2014 году — 364,1 тыс. штук, это почти двукратное снижение показателя за период (данные «Автостата»). По итогам января—апреля 2015 года продажи АвтоВАЗа составили 75,7 тыс. машин, или 227,1 тыс. штук в пересчете на год — втрое меньше, чем в 2005 году.

По итогам 2015 года АвтоВАЗ рассчитывает занять 20% российского рынка, объем которого, по прогнозу «Автостата»,​ может составить порядка 1,5 млн машин — почти столько же, сколько в 2005 году.

Снижение популярности Lada произошло по нескольким причинам, говорит Владимир Беспалов из «ВТБ Капитал». За 10 лет в России было построено много автосборочных заводов, существенно выросло предложение по иномаркам, в том числе бюджетных моделей — конкурентов Lada, поясняет аналитик. Параллельно выросли доходы населения, в результате чего произошло смещение спроса в более дорогой сегмент автомобилей. Популярности иномаркам также добавило выстраивание в России дилерских сетей и доступность комплектующих, добавил Беспалов.

Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
У меня СДВГ и ОКР: почему люди ищут у себя ментальные расстройства
Pro
Идеальный питч на 1 минуту: как привлечь и не разочаровать инвестора
Pro
Как не нужно хвалить ребенка — выводы японского ученого
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем