Бизнес, 03 июл 2019, 22:00

Минфин предложил увеличить компенсации нефтяникам за бензин

Минфин предложил правительству изменить механизм компенсации нефтяникам, который позволяет сдерживать цены на бензин и дизтопливо на АЗС. В случае одобрения этих предложений компании могут получить 90 млрд руб. в 2020 году
Читать в полной версии
Фото: Виктор Драчев / ТАСС

Минфин направил в правительство предложения, как изменить расчеты механизма, который призван сдерживать цены на заправках, — так называемой демпфирующей надбавки, рассказал РБК представитель министерства.

Государство должно рассчитывать субсидию по-новому уже с 1 июля, следует из текста поправок, с которыми ознакомился «Интерфакс» (источник РБК в правительстве подтвердил это). В частности, увеличена доля недополученной прибыли, которую государство компенсирует в случае роста цен на нефть, снижены условные цены внутреннего рынка, с помощью которых правительство определяет, продают ли компании топливо в России с премией или дисконтом к экспортной цене. Также появились дополнительные компенсации в 5 тыс. руб. на тонну для поставщиков топлива на Дальний Восток.

С учетом новой формулы и при сохранении текущей конъюнктуры нефтяные компании могут получить компенсацию для сдерживания цен на топливо примерно в 50 млрд руб. во втором полугодии 2019 года, подсчитал директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Если бы правительство не изменило формулу, нефтяники либо не получили компенсаций вовсе, либо доплатили бы в бюджет, объяснил он РБК. Компании не получили бы компенсаций и в 2020 году, а теперь сумма субсидий за 2020 год может составить 90 млрд руб., говорит эксперт. По его словам, итоговая величина будет зависеть от трех ключевых параметров, которые волатильны и не всегда связаны друг с другом, — это цена на нефть, спреды по нефтепродуктам (разница между ценой на нефть и нефтепродукты) и курс рубля.

Правительство придумало демпфер в прошлом году после резкого скачка цен на бензин и дизельное топливо. Механизм работает в обе стороны: если компании продают на внутреннем рынке топливо с большим дисконтом, бюджет компенсирует им недополученные доходы, чтобы они не повышали цены. Если же на внутреннем рынке формируется премия, нефтяники делятся дополнительными доходами с бюджетом.

1 июня прошлого года чиновники заморозили цены на бензин и дизель, а с 1 января 2019 года разрешили рост цен только на уровень инфляции. 1 июля правительство не стало продлевать соглашения о заморозке с нефтяными компаниями, но договорилось о росте не выше инфляции на словах. Впрочем, цены на топливо на заправках все равно начали расти, но пока в пределах инфляции.

Демпфер заработал с 1 января 2019 года и должен был стать экономической альтернативой заморозке цен на топливо. Но механизм сработал неправильно: нефтяники продавали бензин на внутреннем рынке с дисконтом, но все равно вынуждены были доплатить государству. После этого чиновники и решили изменить его параметры.

Источником выплат компенсации служат средства ФНБ, а также деньги самих нефтяников: в случае роста субсидии государство повышает для компаний НДПИ и вводит акцизы на средние дистилляты.

Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии