Украинский кризис, 03 дек 2014, 13:48

Дефицит «Нафтогаза» превысил дефицит госбюджета Украины

Дефицит бюджета украинской государственной компании «Нафтогаз» превышает более чем в полтора раза отрицательный баланс бюджета всей Украины. Как сообщил глава правительства Арсений Яцецюк, «дыра» в бюджете компании достигла 103 млрд гривен, притом что дефицит государственного бюджета составляет 68 млрд гривен
Читать в полной версии
Фото: ТАСС

На первом заседании кабинета министров, состав которого накануне утвердила Верховная рада, глава правительства описал ситуацию с финансовым положением НАК «Нафтогаз».

«Больше всего меня волнует дефицит НАК «Нафтогаза», который больше, чем дефицит государственного бюджета. При дефиците государственного бюджета сегодня 68 млрд грн. дефицит компании «Нафтогаз», которую мы профинансировали, потому что тарифы не соответствуют рыночной цене на газ, 103 млрд», – цитирует слова премьера РБК-Украина.

При этом Яценюк назвал одной из главных задач нового правительства завершение реформы энергетического сектора страны.

Первая, после отстранения от власти Виктора Януковича, попытка украинских властей реформировать газотранспортную систему (ГТС) провалилась. 24 июля Верховная рада отказалась принять во втором чтении соответствующий законопроект. Он предусматривал ликвидацию НАК «Нафтогаз Украины» допуск к украинской газотранспортной системе компании из ЕС и США. Распад тогдашней правительственной коалиции и отказ рады принять другие правительственные инициативы привели к тому, что Яценюк объявил об отставке с поста премьера.

В ходе переговоров, в которые активно включился президент Петр Порошенко, ветвям власти удалось договориться о компромиссе, Яценюк остался во главе правительства, призвав парламент принять необходимые законы. 14 августа с перевесом всего в два голоса Верховная рада приняла во втором чтении закон о реформе ГТС. 

Закон предусматривает создание оператора единой ГТС Украины. Им может стать компания, учредителем или собственником которой является государство или компания, в которой государство владеет не менее чем 51% корпоративных прав. Оператор будет определяться центральным органом исполнительной власти, ответственным за нефтегазовый комплекс.

Совладельцем оператора ГТС может стать юридическое лицо, которое принадлежит или контролируется резидентами стран ЕС и США, либо из стран, состоящих в Европейском энергетическом сообществе, и является оператором системы транспортировки газа или членом Европейской сети операторов системы транспортировки газа с соответствующими сертификатами.​ По настоянию депутатов в закон была внесена норма, которая требует согласия Верховной рады с составом акционеров оператора ГТС. Этого условия не было в предыдущей редакции законопроекта.

Президент Порошенко подписал этот закон 8 сентября. Новые правила позволят привести украинскую газовую промышленность в соответствие с «Третьим энергопакетом» ЕС, который предписывает разделять добывающие мощности и газовую транспортную систему.​

Закон также установил, что иностранные компании, которые будут претендовать на покупку доли украинской ГТС, обязаны обнародовать всех своих конечных владельцев. Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан исключил возможность того, что доступ к управлению газотранспортной системой (ГТС) Украины получат компании, долю в которых имеет российский «Газпром».

Требования закона распространяются как на добывающие мощности «Нафтогаза», так и на транспортные, которые находятся в ведении «Укртрансгаза». Они будут действовать и для компании-оператора подземных хранилищ газа.

Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока