Бизнес, 04 фев 2015, 20:41

Вексельберг еще раз попытается перенести в Лондон суд по иску на $2 млрд

Виктор Вексельберг и Леонард Блаватник не оставляют надежды перенести разбирательство с сенатором Леонидом Лебедевым, который требует от них $2 млрд, из США в Англию. Они подали иск в коммерческий арбитраж Лондона
Читать в полной версии
(Фото: Олег Яковлев / РБК)

Сегодня в суде Нью-Йорка начинаются слушания по иску Лебедева к Блаватнику и Вексельбергу, сенатор называет себя «тайным акционером» ТНК-BP и требует от бывших партнеров отступные на сумму не менее $2 млрд.

В марте 2013 года ответчики продали «Роснефти» 25% ТНК-BP примерно за $13,8 млрд. Лебедев утверждает, что помогал им приватизировать акции Тюменской нефтяной компании (ТНК, в 2003 году стала частью ТНК-BP) еще в 1997 году и ему причиталось 15% от $13,8 млрд. Он подал иск в суд Нью-Йорка, потому что именно в этом городе было подписано основополагающее соглашение о партнерстве с ответчиками (впрочем, на нем стоит подпись только Вексельберга, Блаватник в этот день должен был уехать из города), говорил сенатор в интервью «Ведомостям».  

Иск был подан ровно год назад, но начало процесса затянулось: сначала судебные курьеры не могли вручить повестку в суд представителям Вексельберга, а затем ответчики попытались перенести процесс в Великобританию – в Высокий суд Лондона. Из-за этих разбирательств процесс в Нью-Йорке был отложен.

Вопрос юрисдикции для Вексельберга и Блаватника принципиальный. Дело в том, что в 2003 году они (через компанию OGIP) заключили соглашение с компанией Coral, действовавшей от имени Лебедева. Документ был составлен по британскому праву. В рамках этого соглашения OGIP выплатила Coral $600 млн. Взамен Coral отказывалась от дивидендов ТНК-BP и от векселя на $200 млн, который OGIP выпустила в ее пользу в 2001 году (он обеспечивал дивидендные платежи Лебедеву за вклад в компанию). Лебедев, называющий себя «тайным акционером» нефтяной компании, утверждает, что его пакет стоил вдвое дороже, а эти средства – компенсация доходов по акциям, которые он мог бы получить.

В лондонском суде ответчики пытались доказать, что сенатор владел Coral (тот это отрицал) и что от его имени она могла отказаться не только от дивидендов, но и от прав на акции ТНК. Но в сентябре суд признал, что Лебедев не был стороной соглашения между OGIP и Coral, а значит, британский суд не будет разбираться, была ли последняя компания подконтрольна Лебедеву. Поэтому этот иск был отклонен. Апелляционная инстанция подтвердила это решение. 

Но, как выяснил РБК, Вексельберг и Блаватник не оставляют попыток перенести разбирательства в Великобританию. Как следует из жалобы, которую на днях адвокаты Лебедева подали в суд Нью-Йорка (копия есть у РБК), еще 18 декабря 2014 года подконтрольная Вексельбергу и Блаватнику Rochester Resources обратилась в Лондонский международный арбитражный суд (LCIA).

Требования ответчиков практически не изменились: они настаивают, что Coral действовала от имени Лебедева, заключая соглашение с OGIP, а значит, Лебедев отказался от всех прав на акции ТНК-BP и не имеет права выдвигать никаких претензий к бизнесменам. Соответственно, процесс в Нью-Йорке должен быть прекращен, считают они.  

Очередной процесс в арбитраже Лондона – «фиктивный», говорится в жалобе Лебедева. Ответчики подали этот иск, несмотря на предыдущие решения британских судов, что это дело должно рассматриваться в Нью-Йорке, следует из документа. В жалобе Лебедев просит суд Нью-Йорка запретить ответчикам судиться в Великобритании и других юрисдикциях и не мешать тем самым рассматривать иск по существу в США. Американская судебная система редко принимает во внимание решения третейских судов, даже в LCIA, добавляет руководитель юридического отдела AVG Capital Partners Эльдар Назмутдинов.

Для переноса процесса в Лондон Вексельбергу и Блаватнику необходимо доказать, что Coral была «вторым я» Леонида Лебедева и от его имени компания могла отказаться от прав на акции ТНК-BP. Но с учетом отрицательного решения Высокого суда Лондона и апелляции их шансы в LCIA невелики, считает партнер King & Spalding Илья Рачков. LCIA важен ответчикам не только из-за судебной оговорки в соглашении Coral c ответчиками, но и из-за того что все слушания в нем конфиденциальны, предполагает он.

Представитель Блаватника Майк Ситрик подтвердил РБК, что Rochester подал иск к Coral в LCIA. По его словам, цель иска – добиться в том числе признания того, что Coral была уполномочена Леонидом Лебедевым заключить соглашение в 2003 году (об отказе требований к OGIP Блаватника и Вексельберга) и действовала как представитель Лебедева. Это полностью соответствует ранее сделанным заявлениям Лебедева, в том числе в интервью газете «Ведомости» в феврале 2014 года, когда он сказал, что контролировал Coral.

Представитель Лебедева отказался от комментариев. Представители Вексельберга и Блаватника не ответили на запрос РБК. 

Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%