Падение экономики, 04 фев 2015, 20:06

Минпромторг допустил повышение экспортных пошлин на металлы

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил о возможном увеличении экспортных пошлин на металлы. На такой шаг Россия может пойти, если не удастся найти компромисс по ценам с металлургическими компаниями
Читать в полной версии
(Фото: Олег Яковлев / РБК)

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил о возможном увеличении экспортных пошлин на металлы для предотвращения роста цен на внутреннем рынке. По его словам, на такой шаг Россия может пойти, если не удастся найти компромисс по ценам с металлургическими компаниями, передает Интерфакс.

«Если мы не найдем решения в ближайшие недели, то не исключается вариант поступить так же, как это было сделано правительством по зерну (введение экспортных пошлин). Это касается и других отраслей промышленности. Если у нас не будет складываться компромисс, значит, будем прибегать к таким нетрадиционным, к сожалению, непопулярным мерам, а потом уже из государственного, как ни странно, бюджета будем просто оказывать поддержку тем отраслям, которые пострадают», – сказал Мантуров в среду журналистам. Так он ответил на вопрос, рассматривает ли правительство возможность введения экспортных пошлин на металлы.

Металлурги уже два месяца не могут договориться по ценам с вагоностроителями. В ноябре сталелитейные компании объявили о росте стоимости проката на 15–30% в 2015 году. Вагоностроители пожаловались на металлургов правительству. Позже премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что контролировать ситуацию с ростом цен на металлы будет ФАС. Глава регулятора Игорь Артемьев также говорил о возможности введения экспортной пошлины.

Цена на сталь для крупных потребителей формируется по формуле цены, которая учитывает множество показателей, в том числе цены на основное металлургическое сырье – железную руду и уголь, рассказывают источники РБК в двух сталелитейных компаниях. Формула была утверждена в 2011 году с участием правительства. До сих пор оснований повышать цену на сталь не было, но в конце 2014 года формула сработала, поясняют собеседники.

По словам Мантурова, решение ценовых споров – в краткосрочных договорах между производителями и потребителями металлов. «Договоры на конкретный период времени, по конкретным ценам, чтобы не произошел резкий рост финальной продукции, так как иначе это приведет к разгону инфляции и одновременному падению потребительского спроса», – пояснил он.

Чиновник не уточнил, какой вид металлопродукции будет обложен пошлиной, а также предлагаемый размер таможенного сбора. В пресс-службе ведомства на вопрос РБК не ответили.

Предметом спора является горячекатаный прокат, который используется в производстве вагонов, говорят собеседники РБК в металлургических компаниях. Данный вид продукции уже облагается пятипроцентной экспортной пошлиной. Среди предложений – рост таможенного сбора до 20% – уровень заградительной пошлины, говорят источники РБК.

Цена на сталь для крупных потребителей формируется по формуле цены, которая учитывает множество показателей, в том числе цены на основное металлургическое сырье – железную руду и уголь, рассказывают источники РБК в двух сталелитейных компаниях. Формула была утверждена в 2011 году с участием правительства. До сих пор оснований повышать цену на сталь не было, но в конце 2014 года формула сработала, поясняют собеседники.

Каждый раз, когда разгораются ценовые споры металлургов с их потребителями, правительство грозится ввести заградительную пошлину на стальной прокат, напоминает Андрей Третельников из RMG. В декабре 2011 года, по жалобе вагоностроителей, автопроизводителей и трубников, Минэкономики предлагало ввести пошлину для проката – 10%, а также 30% – на руду. Но тогда конфликт удалось погасить за счет обязательного заключения долгосрочных контрактов с формулой цены. Теперь Минпромторг видит решение в коротких договорах. Только сейчас обнести пошлиной сталь будет еще сложнее, ведь данный сбор может противоречить правилам ВТО, куда Россия вступила в 2012 году, отмечает Третельников.

Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Подмена желаний: как ставить цели, ведущие к настоящему счастью
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
Почему рынок дата-центров быстро растет и не грозит ли ему крах
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы