Бизнес, 04 фев 2021, 21:09

Власти предложили ограничить экспорт древесины из-за мебельного бума

Минпромторг предлагает сделать возможным ограничение экспорта ДСП из-за дефицита этой продукции на внутреннем рынке. Нехватку древесины в министерстве связывают с увеличением спроса на мебель
Читать в полной версии
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Минпромторг предлагает включить древесно-стружечные плиты (ДСП) в перечень важных для внутреннего рынка России товаров, на которые могут быть установлены временные ограничения или запрет экспорта, следует из проекта постановления правительства, подготовленного министерством. Документ размещен на федеральном правовом портале проектов нормативных правовых актов. Ограничения на экспорт также предлагается сделать возможными для древесины в виде щепок или стружки хвойных пород.

Такое предложение обусловлено значительным ростом экспорта древесно-стружечных плит ‎и снижением их доли на внутреннем рынке, говорится в пояснительной записке к документу. По данным министерства, объем производства ДСП в 2020 году по сравнению с 2019 годом сократился на 1,5%. При этом, согласно оперативным данным ФТС России, объем экспорта этой продукции за рассматриваемый период вырос на 15,8%.

Текущая ситуация негативным образом сказывается на предприятиях мебельной промышленности, использующих ДСП в производстве мебели, констатируют авторы инициативы. В пояснительной записке говорится, что начиная с сентября 2020 года отмечается взрывной рост потребности ‎в мебельной продукции, вызванный отложенным спросом, который связан с вынужденным простоем производств весной 2020 года из-за неблагополучной эпидемиологической обстановки.

«Увеличение спроса на мебельную продукцию приводит к повышенному потреблению ДСП предприятиями мебельной промышленности, что в свою очередь вызывает существенный дефицит указанной продукции на внутреннем рынке», — заключают в Минпромторге.

Потребители активно вернулись к покупкам мебели и товаров для дома в июне 2020-го после отмены ограничений для непродовольственной торговли, связанных с борьбой с коронавирусной инфекцией, свидетельствуют данные «СберИндекса»: мартовское падение спроса в этой категории составило 72,6% год к году, а в последнюю неделю июня потребители тратили на мебель и предметы интерьера на 24,7% больше, чем в сопоставимый период 2019-го. Интерес к категории также отражает и спрос на мебель на вторичном рынке — аналитики площадки объявлений «Авито» отмечали, что на фоне пандемии он вырос на 48%.

Мебельные предприятия сообщали о сложившемся дефиците ДСП еще в декабре, отмечая, что из-за нехватки плит цены на них выросли до 40%. При этом Минпромторг в декабре настаивал, что крупные производители мебели не ощущают дефицита этого сырья.

Совладелец компании Hoff, специализирующейся на продажах мебели и товаров для дома, Михаил Кучмент подтверждает, что с лета 2020 года производители испытывают дефицит ДСП. «Частично рост цены связан с дефицитом материала из-за возросшего спроса на готовую мебель, плюс в период пандемии закрылись несколько крупных производств», — рассказал Кучмент. По его мнению, если не попытаться стабилизировать стоимость материалов для производства, вскоре это отразится на цене готовой мебели.

Президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) Александр Шестаков говорит, что дефицит ДСП на рынке был и сохраняется. По его данным, объем экспорта существенно вырос в декабре, мебельные производства испытывают нехватку плит, а сроки поставки выросли с обычных четырех недель до двух и более месяцев.

По словам Шестакова, временное ограничение экспорта может стать решением проблемы, но в это время важно поддержать предприятия, чтобы они могли нарастить производство. «Я не сторонник запретительных мер и полного запрета экспорта. Если нашу продукцию покупают за валюту за рубежом — нужно ее поставлять. Нужно вкладывать энергию в развитие производств, может быть, предложить им льготные кредиты, чтобы продукции хватило и на внутренний рынок, и на экспорт», — уверен Шестаков.

Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что включение в реестр продукции, имеющей высокую значимость для экономики, дает возможность реагировать в случае дисбаланса рынке, но не является ограничением или запретом.

«Цена на ДСП выросла за год почти на 40%, экспорт при этом увеличился на 30%. У этого тренда есть объективные причины. Когда в период первой волны пандемии коронавируса были закрыты мебельные магазины, спрос резко упал, заводы сократили, а в Европе вообще прекратили выпуск плиты», — сказал он. Позже розница возобновила работу и возникла нехватка, как в России, так и за рубежом. «Поэтому сейчас появилась необходимость иметь механизм, который позволит нам балансировать ситуацию в интересах обеспечения внутреннего рынка», — сказал министр.

Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях