Бизнес, 04 мар 2015, 17:38

«Железные люди» в Сочи: как бизнесмены решили заработать на триатлоне

Сочи станет центром популярного среди российских бизнесменов триатлона. Организаторы соревнований, первое из которых пройдет в сентябре, рассчитывают получить франшизу IronMan и через три года вывести проект в прибыль
Читать в полной версии
Фото: Getty Images

В этом году в России впервые пройдут соревнования по триатлону на длинной дистанции. Гонка будет называться IronStar, а организацией соревнований займутся зарегистрированное в октябре 2013 года ООО «Триатлон Лидер» и Федерация триатлона России.

IronStar – это российский аналог всемирно известных соревнований по триатлону IronMan. Эксклюзивные права на проведение соревнований IronMan принадлежат The World Triathlon Corporation (Всемирной корпорации триатлона, WTC), которая продает франшизы на проведение соревнований (стоимость франшизы на одно мероприятие составляет $300 тыс.). Сейчас этапы IronMan проходят более чем в 20 странах мира. Одно соревнование собирает от 1,5 тыс. до 3 тыс. участников.

«Железные люди» в Сочи

Согласно базе данных СПАРК, учр​едителями ООО «Триатлон Лидер» являются Владимир Волошин, Максим Журило, Роман Казаков, Ринат Мустафин, Олег Самохвалов и Евгений Маслов. Как рассказал РБК Волошин, они же являются и инвесторами проекта в Сочи.

Учредители компании  не только любители триатлона (все они неоднократные участники IronMan), но и бизнесмены. Например, Максим Журило – один из основателей школы бега I Love Running и программы для плавания I Love Swimming. Владимир Волошин – владелец консалтинговой компании Newman Business Consulting. Роман Казаков – владелец финансово-инвестиционной компании «Райд» и совладелец компании «Эваз», занимающейся управлением недвижимым имуществом.

В феврале 2015 года «Триатлон Лидер» заключила консультационное соглашение с австрийской компанией Triangle Sport Promotion, которая является партнером WTC и владеет правами на организацию соревнований IronMan в Европе и Южной Африке. По условиям соглашения, российская сторона должна будет покрыть расходы австрийских специалистов, которые прибудут в Сочи, чтобы консультировать организаторов IronStar для проведения соревнований по стандартам, максимально приближенным к IronMan. Следующим шагом, по  словам Волошина, станет приобретение франшизы на проведение соревнований под брендом IronMan.

Быстрее, выше, сильнее

Участники соревнований в Сочи проплывут 1,9 км в открытой воде, затем преодолеют 90 км на велосипеде и закончат бегом на дистанцию 21,1 км. Такой формат – ровно половина дистанции самых известных соревнований по триатлону IronMan, состоящих из заплыва на 3,8 км, заезда на велосипеде на 180 км и забега на 42,1 км.

Российская гонка пройдет в Сочи 26–27 сентября 2015 года, рассказывает Максим Журило. А уже в следующем году организаторы планируют увеличить ее дистанцию вдвое, чтобы полностью соответствовать стандартам IronMan.

Организаторы соревнований рассчитывают, что в этом году участие в них примут около 1 тыс. любителей и 200 профессионалов. «Мы ожидаем, что к нам приедут и зарубежные спортсмены, – говорит Журило. – Число болельщиков, по планам, составит более 3 тыс. человек».

Миллионы от спонсоров

IronStar – это коммерческий проект, уверяют учредители «Триатлон Лидер». Но размер инвестиций в организацию соревнований не раскрывают. По словам Волошина, они составят «десятки миллионов рублей».

Строительство специальной инфраструктуры для соревнований не потребуется, но большая статья расходов приходится на обеспечение безопасности. «Для того чтобы гарантировать безопасность участников и зрителей, каждый метр трассы должен быть согласован со службой безопасности», – говорит Волошин. Кроме того, организаторам придется закупить лодки, байдарки, создать транзитную зону, потратиться на охрану, закупить систему отслеживания спортсменов. Также придется потратиться на покупку аппаратуры для трансляции соревнований, на питание и обучение волонтеров. «В дальнейшем мы сможем сократить затратную часть на 30–40% за счет того, что вся техника будет уже куплена», – отмечает он.

Покрыть расходы должны как сами учредители, так и спонсоры. Но с кем из потенциальных спонсоров ведутся переговоры, учредители «Триатлон Лидер» не раскрывают.

На сайте IronStar в числе партнеров значатся такие компании, как Adidas, производитель спортивного питания First Endurance, сеть фитнес-клубов World Class и другие бренды – всего семь компаний. Это в основном российские представительства международных компаний, уточнил Волошин. Все они участвуют в проекте, оказывая IronStar различного рода поддержку на безвозмездной основе, но не финансируют проект живыми деньгами.

К примеру, партнерство World Class с IronStar заключается в том, что сеть клубов бесплатно предоставляет свою площадку, рассказала РБК представитель World Class Дарья Жегло. Речь идет о клубе премиум-класса в «Городе столиц» (многофункциональный комплекс в «Москва-Сити») для соревнований по триатлону IronStar Indoor, уточнила она. Кроме того, World Class задействует своих топовых тренеров, триатлетов в судейском процессе. «Для нас сотрудничество с IronStar скорее имиджевое мероприятие: мы хотим, чтобы наша компания ассоциировалась с правильными красивыми проектами», – говорит Жегло.

Можно ли заработать на триатлоне

Кроме спонсорских денег доходная часть проекта IronStar будет складываться из стартовых взносов самих участников – они составят 8 тыс. руб. для индивидуальных спортсменов и 11 тыс. руб. для эстафетных команд за гонку, рассказывает Волошин. Для сравнения: взнос за участие в этапе IronMan в Анталии, который пройдет в октябре, превысит 20 тыс. руб., говорит он.

Также в планах организаторов – заключить партнерские программы с локальными операторами гостиниц, экскурсионными компаниями и зарабатывать на продажах сувенирной продукции, перечисляет Волошин. На окупаемость проект, по его словам, должен выйти на третий год своего существования. После получения франшизы на IronMan организаторы IronStar рассчитывают привлечь к соревнованиям иностранных участников, «за которыми потянутся и инвесторы».

По данным Федерации триатлона России и организаторов IronStar, соревнований по триатлону в России проходит много, но франшизы на проведение IronMan пока нет ни у одной российской компании. Сейчас организаторами самых известных российских соревнований являются компании 3Grom и «Титан».

Соревнования VestaBank 3Grom проходят ежегодно в Крылатском и собирают около 700 участников (дистанция – спринт: 75 м – плавание, 23,5 км – велогонка, 5 км – бег). «Титан» проводит соревнования по триатлону в Бронницах, в течение года проходит несколько стартов в разных форматах (спринт и олимпийский триатлон: 1,5 км – плавание, 40 км – велогонка, 10 км – бег).

Директор соревнований по триатлону VestaBank 3Grom в Крылатском Михаил Громов говорит, что занимается организацией спортивных мероприятий с 2011 года, но бизнесом это увлечение стало только недавно. «В этом году мы вышли на самоокупаемость, а в 2016 году рассчитываем получить прибыль», – говорит он.

Экономика триатлона простая, рассказывает Громов: основная часть денег – это стартовые взносы участников, спонсоров и партнеров мероприятия. В этом году билет на участие в VestaBank 3Grom стоил 1500 руб. Расходы на одного участника (питание, медали, футболки и т.д.) составили 1350 руб. Всего в гонке приняли участие около 700 человек, что позволило компании заработать минимальную прибыль, говорит он. Оставшиеся расходы – на аренду помещений, судей, инфраструктуру – были покрыты за счет спонсоров и партнеров.

Но количество триатлетов-любителей в России быстро растет, так что у IronStar хорошие коммерческие перспективы, считает исполнительный директор Федерации триатлона России Галина Шиповалова. По ее оценке, в России около 5 тыс. любителей триатлона, еще около 3 тыс. человек занимаются этим спортом профессионально. И если раньше многие уезжали соревноваться за границу, то сейчас из-за резкого падения рубля и появления в стране новых организаторских команд люди переориентируются на местные соревнования, отмечает она.

Бизнесмены-триатлеты

Триатлон пользуется большой популярностью среди российских бизнесменов. Этим видом спорта увлекаются основатель холдинга ru-Net Леонид Богуславский, заместитель председателя правления Московской биржи Андрей Шеметов, партнер инвестиционного фонда NRG Алексей Панферов, секретарь общественной палаты РФ Александр Бречалов, председатель правления VestaBank Виктор Жидков и др.

Бречалов сказал РБК, что обязательно будет участвовать в IronStar. По его мнению, соревнования в Сочи станут «культовыми и очень популярными в России». Жидков рассказал, что сам в этом году принять участие в IronStar не сможет, сославшись на то, что уже проплатил участие в IronMan в других странах. Но, по словам банкира, он хорошо знаком с командой, которая занимается организацией IronStar, и «уверен, что у них все получится».

А вот Громов считает, что быстро заработать на триатлоне организаторам IronStar не удастся. «Возможно, спонсорами такого проекта захотят стать спортивные бренды, но они переживают сейчас трудные времена», – рассуждает он. Количество любителей триатлона в ближайшее время сильно расти не будет, так как из-за девальвации рубля иностранная экипировка (велосипеды, форма, гидрокостюмы и др.) сильно подорожала, отмечает эксперт: «Хороший велосипед уже сейчас стоит 150–200 тыс. руб.». По его прогнозу, проект может выйти на окупаемость не раньше, чем через пять лет, и то при условии, что организаторы купят престижную франшизу IronMan, что позволит привлечь иностранных участников.

Сколько стоит IronMan

Глобальная франшиза IronMan принадлежит основанной в 1989 году компании World Triathlon Corporation (WTC) со штаб-квартирой во Флориде. В 2008 году WTC купила инвестиционная фирма Providence Equity Partners, сумма сделки не раскрывалась. В прошлом месяце Reuters сообщило со ссылкой на свои источники, что Providence рассматривает возможность продажи WTC или первичного публичного размещения ее акций.

По данным Reuters, годовая EBITDA WTC составляет более $50 млн, а стоимость компании с учетом долга может быть оценена с мультипликатором более 10x к EBITDA, то есть свыше $0,5 млрд.

Выручка WTC превышает $150 млн в год, писал в середине 2014 года журнал Fortune. Около половины доходов приходится на регистрационные сборы с участников соревнований, остальное – на лицензирование бренда IronMan, спонсорские взносы и продажи телеправ. Несмотря на быстрый рост выручки из-за расширения географии соревнований IronMan, WTC – закредитованная компания с «мусорным» рейтингом (B) от Standard & Poor’s.​

В подготовке статьи участвовали Анфиса Воронина, Иван Ткачев​

Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Мне не нужно идеальное тело всю жизнь: ЗОЖ-привычки «ботаника» из «Офиса»
Pro
Как защитить пожилых родственников от переломов: советы врача из Гарварда
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Как санкции против Газпромбанка скажутся на энергетическом рынке Европы
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Худшая система мотивации, что я видел»: как платить бонусы управленцам