Решение о блокировании сделки Фридмана одобрил британский премьер
Британские власти выступили с возражениями против покупки нефтегазовой компании Dea структурами, связанными с Фридманом, после заседания Совета национальной безопасности, сообщает Financial Times. Руководителем этого органа является премьер-министр Великобритании, в совет входят высокопоставленные представители силовых структур.
Министры, обсуждая сделку, пришли к выводу, что отмена санкций против российских компаний в ближайшее время маловероятна, и, скорее всего, экономические ограничения будут усилены, пишет издание. Британское правительство выразило опасение, что международное давление на Россию может сказаться на добыче нефти и газа на британском шельфе в Северном море.
Решение не давать сделке зеленый свет также отражает озабоченность британских властей возможными покупками российским бизнесом других североморских активов, поскольку их владельцы начинают от них избавляться вследствие падения цен на углеводороды. Высокопоставленный источник в правящей коалиции пояснил FT, что выставленные Фридману условия являются разумной мерой в свете потенциальных будущих санкций, которые могут затронуть энергетическую сферу, а не односторонней попыткой усилить давление на Россию. Еще один источник в правительстве подтвердил газете, что «в мире существует множество игроков, которые могли бы ввести санкции».
Британскую позицию раскритиковал бывший министр международного развития Алан Дункан. Он сказал, что приоритетом Великобритании должно стать развитие североморских месторождений, пока их операторы урезают расходы и сокращают персонал из-за падения цен на нефть. «Мы должны быть рады, что они [структуры Фридмана] хотят заключить сделку, – считает Дункан, имеющий опыт нефтяного трейдера. – Запрет в ожидании будущих событий не оправдан ни с моральной, ни с юридической точки зрения».
Еще один бывший высокопоставленный консервативный чиновник заявил, что в некоторых высказываниях министра энергетики и климатических изменений Эдварда Дейви, блокировавшего сделку, присутствует «антироссийский» настрой. По словам барристера Джонатана Фишера, возглавлявшего один из юридических комитетов правительства, нельзя просто запретить что-то в ожидании будущих экономических санкций. Адвокат, являющийся специалистом в области нарушений корпоративного и финансового права и профессором Лондонской школы экономики, резюмировал: «Мистеру Дейви лучше проверить, есть ли у него очень хорошая юридическая консультация, если он не хочет попасть под суд».
Вечером в субботу, 28 февраля, британское Министерство энергетики опубликовало заявление, в котором говорилось, что если сделка по продаже состоится в текущей форме, то глава ведомства не исключает, что придется потребовать дальнейшей продажи Dea третьей стороне.
В ответном открытом письме представитель The LetterOne Group, подконтрольной акционерам «Альфа-Групп» Михаилу Фридману, Герману Хану и Алексею Кузьмичеву, заявил, что компания потребует судебного возмещения издержек в случае исполнения британскими властями своих угроз.
LetterOne завершила сделку по приобретению Dea у немецкого энергохолдинга RWE за €5,1 млрд в понедельник, 2 марта. Британский бизнес составляет до 20% оборота Dea. Сделка была одобрена регуляторами Германии, Норвегии и Украины.
Активы Dea вошли в портфель фонда L1 Energy, который собирается заняться международным энергетическим бизнесом. Руководителем фонда стал бывший гендиректор BP лорд Джон Браун.