Бизнес, 04 мар 2018, 09:00

Фреш-бары стали самым динамично развивающимся форматом общепита

За год количество заведений, предлагающих свежевыжатые соки, увеличилось в российских городах-миллионниках почти в 1,5 раза. Это следствие моды на здоровый образ жизни и ведение малого бизнеса среди молодежи, объясняют эксперты
Читать в полной версии
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

На февраль 2018 года в 15 российских городах-миллионниках насчитывалось 2084 фреш-бара, подсчитал геосервис 2ГИС (результаты исследования есть у РБК). Речь идет о заведениях, основу меню которых составляют свежевыжатые соки и безалкогольные коктейли. Учитывались как отдельные точки, так и «островки» в торговых центрах. По сравнению с февралем 2017 года число фреш-баров в этих городах увеличилась на 48% — это самый большой прирост среди всех форматов общепита, констатирует 2ГИС.

​Больше всего фреш-баров зафиксировано в Москве — 850 заведений. За год их число в столице удвоилось. В двух городах количество точек незначительно снизилось: в Нижнем Новгороде с 43 до 41, в Казани — с 46 до 42.

Спрос на фреш-бары в России растет в первую очередь на фоне популяризации здорового образа жизни, отмечает президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. Кроме того, по его словам, такие точки требуют небольших вложений за счет маленьких площадей, простоты оборудования и небольших расходов на овощи и фрукты.

Затраты на открытие небольшой точки с соками и смузи в торговом центре не превышают 500 тыс.руб., в то время как открытие полноценной точки питания (с кухонной плитой, кофе-машиной и т.д.) обойдется владельцу как минимум в 2 млн руб., подтверждает исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков.

Однако движущей силой в увеличении числа фреш-баров, по мнению Петракова, является не мода на здоровый образ жизни, а тренд на популяризацию малого бизнеса среди молодых предпринимателей. Хотя сроки окупаемости у фреш-баров потенциально ниже, чем у традиционных форматов (1–2 года против 2,5–3 соответственно), большинство таких точек не зарабатывают и закроются в ближайшее время, уверен Петраков.

Всего в 15 крупнейших городах России на конец февраля 2018 года насчитывалось, по данным 2ГИС, более 34,7 тыс. заведений общественного питания, что на 5,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По оценкам «РБК Исследования рынков», объем рынка общественного питания в России в 2017 году впервые с 2015 года мог вырасти на 0,3%, до 1,35 трлн руб. Прогноз на 2018 год — рост на 1,2%, до 1,37 трлн руб.

На чашку кофе

Наряду с фреш-барами в городах-миллионниках за год, как подсчитал 2ГИС, заметно выросло число кофеен — на 25%, до 4,2 тыс. заведений. Спрос на кофейни остается стабильным во всех исследованных городах: ни в одном их количество не снизилось. Из десяти проанализированных сегментов общепита лишь один показал отрицательную динамику: количество суши-баров в городах-миллионниках снизилось на 3,8%, до 1,05 тыс. точек.

Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
«Худшая система мотивации, что я видел»: как платить бонусы управленцам
Pro
Пришло время M-shaped. Что это за специалисты и почему они вам необходимы
Pro
Сможет ли Sequoia Capital выжить на новом венчурном рынке — The Economist
Pro
Новые торговые войны Трампа: что ждет Канаду и Мексику — The Economist
Pro
DDoS-атаки в разгар распродаж: как бизнесу противостоять киберугрозам
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах