Власти рассмотрят возможность приостановки маркировки товаров
Одним из предложений проекта плана первоочередных действий правительства по поддержке бизнеса в условиях международных санкций может стать приостановка обязательств по маркировке части товаров. О том, что такое предложение прорабатывает Минпромторг, рассказали РБК три источника из разных сфер потребительского рынка. План разрабатывается под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова. Источник РБК в аппарате правительства подтвердил, что такой вопрос рассматривается, но окончательное решение, по его словам, не принято.
«Предложение вынесено на рассмотрение правительства в рамках снижения нагрузки на бизнес, оно будет рассмотрено до 15 марта 2022 года», — говорит участник розничного рынка. Об инициативе и сроках подготовки постановления также знает источник в одной из профильных ассоциаций — производителей продуктов питания.
24 февраля российские военнослужащие начали специальную военную операцию на Украине. После начала военной операции ЕС, США и Великобритания ввели против России и различных секторов ее экономики новые санкции. Они коснулись, в частности, госдолга и инвестиций, экспортных и импортных операций, банков, авиасообщения, культуры и спорта. В понедельник, 28 февраля, премьер-министр Михаил Мишустин пообещал, что правительство в ближайшее время представит план поддержки экономики.
Вместе с тем из проекта плана первоочередных действий правительства по развитию экономики в условиях санкций, который предоставил РБК другой источник, следует, что речь идет о переносе на один год каждого этапа маркировки только для упакованной воды и молочной продукции, а также мораторий на внедрение требований по маркировке и штрафы за их не соблюдение.
В случае если маркировка будет остановлена, ее оператор получит компенсацию за период простоя, рассказал источник РБК, знакомый с обсуждениями предложений министерства.
В ЦРПТ — операторе системы маркировки «Честный знак» — от комментариев отказались. РБК направил запрос в аппарат правительства.
В Минпромторге после публикации текста РБК заявили, что вопрос о полной приостановке маркировки министерством «в настоящее время не рассматривается». «Маркировка функционирует уже более трех лет и зарекомендовала себя как эффективное средство по борьбе с контрафактной продукцией», — говорится в поступившем РБК комментарии министерства.
Что такое система маркировки товаров
К 2024 году российские власти планируют ввести в стране систему сплошной маркировки товаров, цель которой — борьба с распространением некачественной продукции и контрафакта. Обязательная маркировка в национальной системе «Честный знак» уже действует для целого ряда товаров: меховых изделий, лекарств, обуви и табака, фотоаппаратов, автопокрышек, отдельных товаров легкой промышленности, упакованной воды и молочной продукции.
Единый оператор системы маркировки — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащий структурам совладельца USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому.Расходы на создание системы маркировки источники, близкие к ЦРПТ, и федеральные чиновники ранее оценивали «Ведомостям» на уровне 205,7 млрд руб. в течение 15 лет.
Использовать систему маркировки обязаны производители, импортеры, дистрибьюторы, представители оптовой и розничной торговли, включая аптеки и медицинские организации. Товары маркируются двумерным кодом Data Matrix, стоимость одного кода для компаний составляет 50 коп. Маркировка дает возможность контролировать путь продукции от завода-изготовителя до точки продаж, а покупатели могут проверить подлинность товара через бесплатное мобильное приложение «Честный знак».
Производители и общественные организации не раз подвергали критике введение системы прослеживаемости товаров в различных отраслях. Производители молочных продуктов сначала рассматривали маркировку как альтернативу системе электронной ветеринарной сертификации «Меркурий», разработанной Россельхознадзором для «обеления» молочного рынка от фальсификата. Но в 2018 году электронная сертификация стала обязательной для сырого молока, а затем и для готовой молочной продукции, и тогда производители выступили против введения второй системы контроля. Французская компания Danone, которая сначала согласилась участвовать в эксперименте по маркировке, осенью 2019 года из него вышла. Но маркировка все равно была введена: в 2021 году она стала обязательной для основных категорий молочной продукции.
За введение маркировки минеральной воды выступал производитель «Ессентуков» — компания «Холдинг Аква»: в 2018 году компания просила главу Минпромторга Дениса Мантурова начать в отрасли эксперимент по маркировке, ссылаясь на катастрофически возросшую долю контрафакта на рынке. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявляла, что 80% минеральной воды на рынке — контрафакт, а в Минпромторге приводили оценки, согласно которым в 2018–2019 годах доля незаконного оборота на рынке питьевой и минеральной воды составляла 29–39%. Но в Союзе производителей соков, воды и напитков, члены которого выпускают около 70% питьевой воды и соков в России, долю контрафакта считают завышенной, ссылаясь на то, что проверки Роспотребнадзора выявили на рынке только 1,6% не соответствующей требованиям воды.
В октябре 2020 года фармкомпании сообщали, что из-за проблем с системой маркировки в розницу не может быть своевременно поставлено 40 млн упаковок более 450 различных препаратов. В некоторых случаях аптеки не могли продать лекарства, несмотря на их наличие: система маркировки находилась в режиме обновления или фиксировался сбой, в результате правительство тогда приняло решение упростить систему маркировки лекарств.
О риске роста цен на алкоголь и замещении легальной продукции контрафактом предупреждали производители крепкого алкоголя. Эксперимент по маркировке этой продукции планируется провести с 1 июня 2022 года.
В 2020 году общественная организация малого и среднего бизнеса «Опора России» обращалась к министру промышленности и торговли с просьбой не вводить маркировку «Честный знак» в тех отраслях, где есть уже работающие механизмы прослеживания товаров, а также нет высокой доли нелегальной продукции. Тогда на фоне проблем с маркировкой, с которыми столкнулись фармпроизводители, бизнес отмечал, что ускоренное введение маркировки приводит к технологическим и функциональным сбоям, что также сказывается на экономической активности.