Военная операция на Украине, 04 мар 2022, 06:00

Власти рассмотрят возможность приостановки маркировки товаров

Правительство готовит план помощи бизнесу, страдающему из-за санкций, наложенных после начала военной операции. Один из его пунктов — частичная приостановка маркировки товаров или перенос сроков их введения для воды и молока
Читать в полной версии
Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Одним из предложений проекта плана первоочередных действий правительства по поддержке бизнеса в условиях международных санкций может стать приостановка обязательств по маркировке части товаров. О том, что такое предложение прорабатывает Минпромторг, рассказали РБК три источника из разных сфер потребительского рынка. План разрабатывается под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова. Источник РБК в аппарате правительства подтвердил, что такой вопрос рассматривается, но окончательное решение, по его словам, не принято.

«Предложение вынесено на рассмотрение правительства в рамках снижения нагрузки на бизнес, оно будет рассмотрено до 15 марта 2022 года», — говорит участник розничного рынка. Об инициативе и сроках подготовки постановления также знает источник в одной из профильных ассоциаций — производителей продуктов питания.

24 февраля российские военнослужащие начали специальную военную операцию на Украине. После начала военной операции ЕС, США и Великобритания ввели против России и различных секторов ее экономики новые санкции. Они коснулись, в частности, госдолга и инвестиций, экспортных и импортных операций, банков, авиасообщения, культуры и спорта. В понедельник, 28 февраля, премьер-министр Михаил Мишустин пообещал, что правительство в ближайшее время представит план поддержки экономики.

Из названных частью собеседников РБК пунктов плана, касающихся маркировки, следует, что Минпромторг предлагает приостановить действие обязанностей по маркировке отдельных видов продукции средствами идентификации. Обязательные для бизнеса этапы маркировки, включая маркировку упакованной воды и молочной продукции, предлагается перенести на год. Также Минпромторг предлагает ввести мораторий на привлечение к ответственности за несоблюдение требований по маркировке.

Вместе с тем из проекта плана первоочередных действий правительства по развитию экономики в условиях санкций, который предоставил РБК другой источник, следует, что речь идет о переносе на один год каждого этапа маркировки только для упакованной воды и молочной продукции, а также мораторий на внедрение требований по маркировке и штрафы за их не соблюдение.

В случае если маркировка будет остановлена, ее оператор получит компенсацию за период простоя, рассказал источник РБК, знакомый с обсуждениями предложений министерства.

В ЦРПТ — операторе системы маркировки «Честный знак» — от комментариев отказались. РБК направил запрос в аппарат правительства.

В Минпромторге после публикации текста РБК заявили, что вопрос о полной приостановке маркировки министерством «в настоящее время не рассматривается». «Маркировка функционирует уже более трех лет и зарекомендовала себя как эффективное средство по борьбе с контрафактной продукцией», — говорится в поступившем РБК комментарии министерства.

Что такое система маркировки товаров

К 2024 году российские власти планируют ввести в стране систему сплошной маркировки товаров, цель которой — борьба с распространением некачественной продукции и контрафакта. Обязательная маркировка в национальной системе «Честный знак» уже действует для целого ряда товаров: меховых изделий, лекарств, обуви и табака, фотоаппаратов, автопокрышек, отдельных товаров легкой промышленности, упакованной воды и молочной продукции.

Единый оператор системы маркировки — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащий структурам совладельца USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому.Расходы на создание системы маркировки источники, близкие к ЦРПТ, и федеральные чиновники ранее оценивали «Ведомостям» на уровне 205,7 млрд руб. в течение 15 лет.

Использовать систему маркировки обязаны производители, импортеры, дистрибьюторы, представители оптовой и розничной торговли, включая аптеки и медицинские организации. Товары маркируются двумерным кодом Data Matrix, стоимость одного кода для компаний составляет 50 коп. Маркировка дает возможность контролировать путь продукции от завода-изготовителя до точки продаж, а покупатели могут проверить подлинность товара через бесплатное мобильное приложение «Честный знак».

Производители и общественные организации не раз подвергали критике введение системы прослеживаемости товаров в различных отраслях. Производители молочных продуктов сначала рассматривали маркировку как альтернативу системе электронной ветеринарной сертификации «Меркурий», разработанной Россельхознадзором для «обеления» молочного рынка от фальсификата. Но в 2018 году электронная сертификация стала обязательной для сырого молока, а затем и для готовой молочной продукции, и тогда производители выступили против введения второй системы контроля. Французская компания Danone, которая сначала согласилась участвовать в эксперименте по маркировке, осенью 2019 года из него вышла. Но маркировка все равно была введена: в 2021 году она стала обязательной для основных категорий молочной продукции.

За введение маркировки минеральной воды выступал производитель «Ессентуков» — компания «Холдинг Аква»: в 2018 году компания просила главу Минпромторга Дениса Мантурова начать в отрасли эксперимент по маркировке, ссылаясь на катастрофически возросшую долю контрафакта на рынке. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявляла, что 80% минеральной воды на рынке — контрафакт, а в Минпромторге приводили оценки, согласно которым в 2018–2019 годах доля незаконного оборота на рынке питьевой и минеральной воды составляла 29–39%. Но в Союзе производителей соков, воды и напитков, члены которого выпускают около 70% питьевой воды и соков в России, долю контрафакта считают завышенной, ссылаясь на то, что проверки Роспотребнадзора выявили на рынке только 1,6% не соответствующей требованиям воды.

В октябре 2020 года фармкомпании сообщали, что из-за проблем с системой маркировки в розницу не может быть своевременно поставлено 40 млн упаковок более 450 различных препаратов. В некоторых случаях аптеки не могли продать лекарства, несмотря на их наличие: система маркировки находилась в режиме обновления или фиксировался сбой, в результате правительство тогда приняло решение упростить систему маркировки лекарств.

О риске роста цен на алкоголь и замещении легальной продукции контрафактом предупреждали производители крепкого алкоголя. Эксперимент по маркировке этой продукции планируется провести с 1 июня 2022 года.

В 2020 году общественная организация малого и среднего бизнеса «Опора России» обращалась к министру промышленности и торговли с просьбой не вводить маркировку «Честный знак» в тех отраслях, где есть уже работающие механизмы прослеживания товаров, а также нет высокой доли нелегальной продукции. Тогда на фоне проблем с маркировкой, с которыми столкнулись фармпроизводители, бизнес отмечал, что ускоренное введение маркировки приводит к технологическим и функциональным сбоям, что также сказывается на экономической активности.

Pro
Российский только шильдик: почему мы закупаем роботов за рубежом
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Почему рынок дата-центров быстро растет и не грозит ли ему крах
Pro
От Мердока до Адани: как в крупных компаниях планируют передачу власти
Pro
Почему рынки боятся Трампа и ждут роста цен на золото
Pro
Как снизить налоговую нагрузку и авансовый НДС при импорте из Китая: кейс
Pro
Природа лишнего веса: кто виноват в цифрах на весах