S7 прекратит все рейсы за пределы России с 5 марта
S7 Airlines прекратит летать за границу c 5 марта, сообщила РБК пресс-секретарь S7 Group Тамара Никифорова. Причины такого решения она не раскрывает, называя его вынужденным.
S7, подконтрольная семье Владислава Филева, занимает второе место (после «Аэрофлота») среди российских авиакомпаний по количеству перевозимых пассажиров — 17,8 млн человек по итогам 2021 года. Какое количество из них перевезено на международных рейсах, не раскрывается. До пандемии, в 2019 году, на международных рейсах S7 перевезла 27% от своего пассажиропотока. Только из Москвы и Новосибирска (там находятся главные базы S7 Airlines) авиакомпания, по данным ее сайта, выполняла полеты в 22 страны.
Кроме S7 об изменениях в полетной программе за рубеж в пятницу, 4 марта, официально сообщили еще ряд перевозчиков из топ-10. Так, Smartavia (9-е место) объявила о полном прекращении международных рейсов до 19 марта, а «Уральские авиалинии» (5-е место) отказались с 8 марта от полетов в Таиланд.
Но, например, «Аэрофлот» решил увеличить частоту полетов в мексиканский Канкун. Не собирается отказываться от международных рейсов Azur Air (8-е место). Этот перевозчик продолжит летать из Москвы в Камрань (Вьетнам) и Мале (Мальдивы). «Кроме того, авиакомпания составила новое расписание рейсов в Турцию, Египет и ОАЭ, которое учитывает увеличение полетного времени (примерно на 1,5 часа в зависимости от аэропорта вылета) в эти страны из городов европейской части России», — сообщил РБК представитель Azur Air. РБК направил запросы в пресс-службы «Аэрофлота» и Azur Air о том, каким образом им удалось увеличить полетные программы по этим направлениям.
Почему перевозчики отказываются от международных рейсов
S7 стала постепенно сокращать полеты за рубеж после того, как 24 февраля Россия начала военную спецоперацию на Украине. Уже 25 февраля она объявила о прекращении части полетов в Европу. А 28 февраля, после полного закрытия воздушного пространства Евросоюза, S7 прекратила абсолютно все полеты в Европу на месяц— до 26 марта. «Аэрофлот», как и другие российские перевозчики, также отменил все полеты по сети европейских маршрутов, но без конкретных сроков: «до последующего уведомления».
3 марта пресс-служба S7 сообщила о значительном сокращении оставшейся полетной программы за пределы России, а с 5 марта полностью остановила иностранные рейсы. Это произошло после того, как из Еревана не смог вылететь самолет S7 — Airbus A320neo. По данным FlightRadar 24, он до сих пор находится в Армении. Никифорова не стала комментировать, связано ли решение о прекращении полетов за рубеж с этим инцидентом и рисками аналогичных задержаний самолетов за рубежом.
Что будет с пассажирами отмененных рейсов
«Пассажиры отмененных рейсов получают уведомления от авиакомпании, наши специалисты работают с ними в представительствах S7 Airlines», — говорит представитель S7. По ее словам, российским туристам, оставшимся в других странах, оказывается помощь по возвращении в Россию рейсами авиакомпаний-партнеров. Пассажиры отмененных международных рейсов могут оформить полный возврат стоимости билета.
Евросоюз еще 26 февраля в ответ на военные действия на Украине объявил о санкциях против российского транспортного сектора, которые включают запрет на продажу воздушных судов и запчастей к ним. Согласно этим ограничениям, лизинговые компании должны прервать договоры аренды с российскими перевозчиками. Уже сообщалось о задержании в Стамбуле и Мексике по одному лайнеру у авиакомпании «Победа» и Nordwind Airlines соответственно. Но эти компании не объявляли о прекращении международной полетной программы.
На этом фоне авиакомпания Red Wings (10-е место в отрасли по пассажиропотоку) прекратила те международные полеты, которые выполнялись на самолетах Airbus, следует из ее сообщения. Теперь она будет возить пассажиров за границу только на самолетах российского производства — Superjet. «Все они зарегистрированы [в России], принадлежат российским финансовым институтам и застрахованы российскими страховыми компаниями», — сообщила пресс-служба авиакомпании. Представитель Red Wings отказался от комментариев.
Одним из мотивов прекращения полетов за рубеж могут быть опасения ареста самолетов, говорит младший директор корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова. Но на самом деле факторов может быть больше, уточняет исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Очевидно, это и прямые запреты, которые касаются стран ЕС, и экономические факторы, и риски ареста воздушных судов», — перечисляет он.
Из-за необходимости облетать закрытые участки воздушного пространства растут расходы на выполнение рейсов, говорит Пантелеев. В условиях повышенной неопределенности вероятно снижение спроса на перелеты. А рост затрат на обслуживание в зарубежных аэропортах может привести к экономической нецелесообразности таких полетов, добавляет Юрова.
Как отказ от международных полетов скажется на отрасли
По словам Пантелеева, влияние текущей ситуации на авиаотрасль будет «весьма драматическим» и облик рынка «неизбежно изменится». Без поддержки со стороны государства устоять смогут лишь очень немногие нишевые компании, считает он. Источники РБК ранее признавали, что в этой ситуации правительство будет в первую очередь помогать группе «Аэрофлот» (объединяет одноименную авиакомпанию, «Победу» и «Россию»), в которой Росимуществу принадлежит 57,3% акций.
«Независимым игрокам, за которыми не стоят регионы, крупные финансово-промышленные группы или туристические гиганты, выжить будет сложно», — считает Пантелеев.
Международные рейсы важны для любой компании, признает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Но за время пандемии, например, S7 смогла эффективно перестроить свой бизнес за счет внутрироссийских рейсов. «Закрытие сообщения с Европой [и другими странами] — очень скверная ситуация, однако накопленный опыт и квалификация команды позволяют надеяться, что S7 и из этой ситуации выйдет», — считает эксперт.
Эксперты, опрошенные РБК, не смогли оценить финансовые потери отрасли из-за закрытия Европы и отмены полетов в другие страны. Сейчас это достаточно сложно из-за неопределенности с парком самолетов, находящихся в лизинге, и общей турбулентности в экономике, пояснила Юрова. «Скоро начнется высокий сезон, и авиакомпании будут пытаться скомпенсировать [потери]», — говорит аналитик «ВТБ Капитала» по транспорту Елена Сахнова. По ее словам, во время первой волны пандемии ситуация в авиаперевозках была хуже, поэтому компании знают, как действовать теперь.