Бизнес, 04 апр 2023, 09:01

Акционер Globaltrans продаст одну из крупнейших автотранспортных компаний

В парке Globaltruck 1,2 тыс. грузовиков Volvo и Scania
Совладелец железнодорожного оператора Globaltrans Александр Елисеев продаст контроль в одной из крупнейших российских автотранспортных компаний Globaltruck. Основной претендент — группа «Монополия»
Читать в полной версии
Фото: GKglobaltruck / Telegram

Сооснователь и акционер железнодорожного оператора Globaltrans Александр Елисеев ведет переговоры о продаже автомобильного грузоперевозчика Globaltruck группе «Монополия». Об этом РБК рассказали два источника, близких к одной из сторон сделки и ее инвестиционному консультанту, а также два топ-менеджера других российских автотранспортных компаний. Подписание обязывающих документов планируется в течение нескольких недель, уточняет один из них.

По словам собеседников РБК, владельцы Globaltruck обсуждают продажу компании примерно с середины 2022 года. «Нам поступало предложение приобрести контроль в Globaltruck, но мы посчитали его нецелесообразным», — подтверждает президент автотранспортной компании ITECO Евгений Бабаев, не раскрывая деталей.

«На текущий момент комментариев нет. Прокомментируем, когда и если появятся детали», — сказал представитель «Монополии». Гендиректор Globaltruck Илья Саттаров отказался от комментариев.

Что известно о Globaltruck и «Монополии» Globaltruck (ПАО «Глобалтрак Менеджмент») — единственная российская публичная автотранспортная компания, работающая в сегменте FTL (Full Truck Load — полная загрузка машины). Свою историю группа начала в 1929 году с основания конного двора при строительстве крупнейшего в Советском Союзе завода — Уральского завода тяжелого машиностроения им. Серго Орджоникидзе (ПО «Уралмаш»), указано в отчетности Globaltruck. В 2012 году происходит реструктуризация группы, по итогам которой на Кипре создается компания GT Globaltruck Ltd. В результате контролирующим акционером группы стал Александр Елисеев. В 2017 году на Московской бирже состоялось IPO «Глобалтрак Менеджмент». По данным Globaltruck, 61% акций принадлежит GT Globaltruck Ltd (Елисееву), 31% — у других инвесторов, среди которых фигурировал Российский фонд прямых инвестиций (его представитель отказался от комментариев). В январе—июне 2022 года выручка Globaltruck составила 6,145 млрд руб., чистая прибыль — 17,9 млн руб., чистый долг — 2,77 млрд руб. (на 30 июня 2022 года), говорится в отчетности компании по МСФО.

Основной денежный поток группы «Монополия» формирует платформа Monopoly.Online (онлайн-экспедитор, который распределяет заявки владельцев грузов между перевозчиками). Ее выручка в 2021 году выросла на 45%, почти до 28 млрд руб., обеспечив 70% общей выручки группы, а чистая прибыль составила 35 млн руб. (-1,1%), рассказывал РБК прошлой осенью представитель «Монополии». «Монополия» принадлежит кипрской Glazifer Limited, которую контролируют основатели группы — глава ее совета директоров Илья Дмитриев и гендиректор Екатерина Михайлова, а также Acmero Capital Симана Поваренкина и Baring Vostok.

В какую сумму оценивается сделка

Исходя из стоимости одной акции компании 72,6 руб. на 3 апреля на Московской бирже стоимость контрольного пакета, принадлежащего GT Globaltruck Ltd Елисеева, составляет около 2,589 млрд руб. Но источник, близкий к одной из сторон сделки, утверждает, что бизнесмен получит больше за свой пакет.

Исходя из текущей капитализации Globaltruck на бирже, стоимость 100% компании составляет 4,2–4,3 млрд руб., что можно рассматривать как базовую оценку, говорит гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. «В большинстве случаев контрольный пакет акций публичной компании продается со скидкой, но премия возможна в случаях, если капитализация не вполне адекватно отражает стоимость ее бизнеса, например из-за страновых рисков или уникальной бизнес-модели (чего в Globaltruck не прослеживается), а также если продавец и покупатель видят возможности роста стоимости бизнесас учетом, например, синергетического эффекта (такой вариант при продаже пакета Globaltruck профильному игроку представляется вполне вероятным)», — поясняет он. По его мнению, в рамках этой сделки весь Globaltruck могут оценить в 4–5 млрд руб.

Собственные активы группы составляют более 1240 тягачей (в основном Volvo и Scania), из них 474 тягача переоборудованы в биотопливный режим, 95 тягачей функционируют на метане, остальной парк функционирует на дизельном топливе, указано в отчетности Globaltruck. Средняя стоимость автомобиля из парка компании превышает 10 млн руб. за машину, говорит источник в одной из лизинговых компаний. То есть только грузовики можно оценить более чем в 12 млрд руб.

Почему Елисеев выходит из Globaltruck

Сложившиеся условия (санкции, волатильность на финансовых и товарных рынках) создают неопределенность в отношении спроса на услуги компании, международных перевозок, обновления подвижного состава группы Globaltruck и приобретения запасных частей для поддержания подвижного состава в рабочем состоянии, указано в отчетности компании.

Собеседники РБК также объясняют продажу Globaltruck, чей парк состоит из грузовиков европейского производства, сложностями с ее дальнейшим развитием из-за ухода западных автопроизводителей из России в условиях санкций. «Globaltruck эксплуатирует технику западного производства, а наши клиентские базы пересекаются», — замечает Бабаев. По его словам, в текущих условиях менеджмент ITECO (в собственном парке 3,3 тыс. грузовых автомобилей) принял решение купить еще 1,4 тыс. новых автомобилей «КАМАЗ», а не Globaltruck с сопоставимым размером парка.

При этом группа «Монополия» заинтересована в приобретении Globaltruck в первую очередь для получения доступа к ее парку, полагают источники РБК в автотранспортных компаниях. Сейчас на рынке есть дефицит техники, отмечает партнер Strategy Partners Анатолий Грек. По словам представителя автолизинговой компании «Европлан», отложенный спрос на новые грузовики копится с 2020 года, когда рынок впервые столкнулся с дефицитом техники. Причем эта ситуация наложилась на «серьезное устаревание» парка российских грузовиков.

«Отрасль большая, и она должна работать на качественных производственных средствах. В настоящее время в стране более 41% эксплуатируемых грузовиков старше 15 лет», — указывал директор департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Сергей Семенов. В течение 2022 года на российском рынке активно укрепляли свои позиции китайские производители, которые будут и дальше замещать грузовики труднодоступных сегодня марок, сказал представитель «Европлана».

Продажа Globaltruck не окажет влияния на рынок, потому что этот игрок заметный, но не очень большой, полагает Бурмистров. «При этом сейчас есть проблемы с вывозом контейнеров из портов по железной дороге. Поэтому у рынка автоперевозок, включая FTL-сегмент, очень хорошие перспективы, несмотря на серьезные проблемы с ростом расходов из-за подорожания автомобильных запчастей», — заключает эксперт.

Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Путь героя: как составить жизненную стратегию, которая приведет к успеху
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Зарплата курьера достигла ₽180 тыс. Что будет дальше с рынком доставки
Pro
Как составить план на день исходя из ценностей: пирамида Франклина
Pro
«Однажды ФБР пришли ко мне домой»: Павел Дуров — о разочаровании в США
Pro
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями
Pro
Стрит-ретейл или склады с доходностью до 25%: куда инвестировать выгоднее