Бизнес, 04 окт 2019, 07:00

Эксперты оценили стоимость выброшенных россиянами продуктов в ₽1,6 трлн

В России ежегодно выбрасывают 17 млн т еды стоимостью более 1,6 трлн руб. Отчасти исправить эту ситуацию может фудшеринг: уже в 2024 году благодаря интернет-сервисам может быть спасен 1 млн т продуктов
Читать в полной версии
Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

Эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и консалтинговой компании «ТИАР-Центр» подсчитали, сколько граждане и торговые сети ежегодно выбрасывают продуктов. По их оценке, основанной на данных Высшей школы экономики и Росстата, около 17 млн т продуктов ежегодно оказывается на свалке.

Пищевые отходы — это «колоссальные финансовые потери», утверждают авторы исследования. Стоимость выбрасываемой еды оценивается более чем в 1,6 трлн руб. Оказавшихся на помойке продуктов хватило бы, чтобы прокормить 30 млн человек в течение года — больше, чем россиян, живущих за чертой бедности, указано в исследовании. Но вместо этого 94% невостребованных продуктов попадает на полигоны ТБО и свалки, где загрязняют почву, воду и воздух, выделяя токсины и парниковый газ.

Сегодня на этапе продажи и потребления теряется не менее 16% всех произведенных продуктов, утверждают эксперты РАЭК и «ТИАР-Центра». Больше всего еды выбрасывают домохозяйства, за ними следуют торговые сети. В отходах домохозяйств первое место занимают продукты из зерна: хлеб и хлебобулочные изделия, макароны и мука. На их долю приходится 62% всей выбрасываемой гражданами еды. На втором месте картофель (15%), замыкают первую тройку молочные продукты (5%).

В торговых сетях и оптовом звене другая картина: они чаще всего выбрасывают молочные продукты — это 47% всех отходов. Затем следуют все те же продукты из зерна и картофель.

Отчасти решить проблему нерационального использования продуктов, по мнению РАЭК и «ТИАР-Центра», может фудшеринг (от англ. food — «еда», sharе — «делиться»). Речь, в частности, идет об онлайн-сервисах, где пользователи могут бесплатно или на возмездной основе передавать нуждающимся продукты с истекающим сроком годности.

Фудшеринговые сервисы близки к фудсейвингу — экологическому движению по спасению еды, отмечают авторы исследования. Но отличие в том, что они могут работать не только как некоммерческие организации, но и приносить доход как бизнес, зарабатывая на содействии по распределению продуктов.

Российский рынок фудшеринга пока находится в зачаточном состоянии, констатируют РАЭК и «ТИАР-Центр». По их оценкам, в 2018 году в России благодаря фудшерингу было спасено только 7 тыс. т еды. Но к 2024 году масса спасенного от утилизации продовольствия может вырасти до 1 млн т стоимостью около 85 млрд руб., полагает гендиректор «ТИАР-Центра» Антон Губницын.

Какие сейчас уже существуют волонтерские и коммерческие проекты в фудшеринге, как действующее законодательство препятствует развитию этого движения и что думают чиновники о выброшенных на свалку продуктах — читайте в материале «РБК Pro».

Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
Может ли жена получить долю в компании бывшего супруга после развода
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Google ищет любопытных сотрудников: как они влияют на организации
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
«Покупка жилья станет роскошью». Что происходит с ипотекой в России
Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга