Бизнес, 04 дек 2020, 10:56

Филева объяснила нежелание S7 становиться лоукостером

Россия — огромный рынок для лоукостеров, но S7 видит необходимость сохранения баланса между сервисом и качеством, поэтому не идет в этот сегмент, заявила в интервью РБК председатель совета директоров S7 Airlines Татьяна Филева
Читать в полной версии
Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Председатель совета директоров S7 Airlines Татьяна Филева в интервью телеканалу РБК рассказала, что авиакомпания не планирует становиться лоукостером и переходить в низкобюджетный сегмент, несмотря на его быстрый рост.

Татьяна Филева — дочь основателей S7 Airlines Владислава и Наталии Филевой, S7 в апреле—октябре 2020 года лидировала в России по количеству перевезенных пассажиров.

«На нашем рынке все хотят стать lowcost-компаниями (с низкими затратами. — РБК), я бы назвала даже low fare компаниями (с низкими тарифами. — РБК). Мы туда не идем. Мы видим какой-то разумный баланс между сервисом и качеством для пассажиров, который на рынке нужен», — заявила Филева. По ее словам, российский рынок явно движется в сторону lowcost-сегмента. «И понятно почему — доходы населения не растут. Это правильная тенденция. Просто в данный момент мы не видим себя в ней», — объясняет она.

Участники рынка часто путают бизнес модели lowcost и low fare, считает Филева. По ее словам, предлагать низкие тарифы может каждый, для этого нужно снизить цену авиабилетов и работать себе в убыток. Но для того, чтобы достигать низких затрат, необходимо изначально строить компанию особенным образом. По ее словам, трансформация из сетевой авиакомпании (перевозчика, обладающего широкой сетью маршрутов, расписанием с высоким числом стыковок, большим смешанным парком самолетов, собственным провайдером по техническому обслуживанию и т.д.) в лоукостера — «это потеря сильных сторон», без гарантии успеха в новом сегменте.

Единственный российский лоукостер — авиакомпания «Победа», входящая в группу «Аэрофлот», на которую в 2019 году пришлось 8% всех пассажиров. 19 ноября руководитель Росавиации Александр Нерадько заявил, что у российских авиакомпаний есть стремления создавать лоукост-подразделения. «Нынешний период [пандемии] также характеризуется тем, что многие авиакомпании понизили стоимость авиаперевозок», — отметил он. В частности, о запуске лоукост-проекта этой осенью объявила авиакомпания «Уральские авиалинии», начав продавать авиабилеты по «победным» ценам из Жуковского в Санкт-Петербург, Сочи, Нижневартовск, Казань, Волгоград, Архангельск, Пермь и Воронеж.

А экс-глава «Аэрофлота», министр транспорта Виталий Савельев ранее говорил, что количество лоукостеров в России должно быть больше. «Таких лоукостеров [как авиакомпания «Победа»] должно быть больше в нашей стране. Сейчас мировой тренд показывает, что вся авиация именно развивается в части низкобюджетных перевозчиков», — сообщил он, выступая на заседании профильного комитета Госдумы.

По оценкам отраслевого информационного портала CAPA — Centre for Aviation, доля низкобюджетных авиакомпаний на мировом рынке в 2019 году составила 32,9%, что на 0,4 п.п. выше, чем в 2018-м. Наибольшая доля кресел лоукостеров приходится на Европу — 41,7% от общего числа пассажиров, перевезенных местными авиакомпаниями. За ней следуют Латинская Америка — 39,6%, Северная Америка — 30,4% и Азиатско-Тихоокеанский регион — 29,7%. В России на долю единственного лоукостера «Победа» в 2019 году пришлось 8%.

«Победа» стала единственной среди крупных компаний мира, которая по итогам третьего квартала 2020 года показала рост пассажиропотока на 12%, отмечал в середине октября заместитель гендиректора «Аэрофлота» по коммерции и финансам Андрей Чиханчин. В третьем квартале компания получила 3,65 млрд руб. скорректированной чистой прибыли, следует из презентации «Аэрофлота».

Практически все авиакомпании в России сейчас в большей или меньшей степени развивают гибридную бизнес-модель с элементами лоукост-перевозок, сказал РБК директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий. Даже у «Аэрофлота» (в одноименной группе позиционируется как компания премиум-сегмента) есть безбагажные тарифы, которые в принципе можно считать атрибутом лоукост-модели, напоминает эксперт. «Если толковать понятие «лоукост» как «без излишеств», то уж излишеств мы точно ни у кого не найдем», — пояснял он. В тарифной линейке S7 также есть безбагажный и безвозвратный тарифы.

Что такое новый идеальный портфель инвестора и как его собрать
Разрыв в $100 млрд. Почему бюджет США недополучил денег от тарифов Трампа
Кризис стали и рекорды золота: что ждет рынки металлов в 2026 году
К вам придут раньше. Почему подрядчику не стоит слепо верить госзаказчику
Лизинговые компании вышли на плато после волны возвратов грузовиков
Комиссии маркетплейсов поднялись. Как реагируют селлеры
Как выбрать, где российским компаниям судиться с иностранцами
Как бизнесу возместить ставки по кредитам через ЕАЭС: механика и барьеры