Бизнес, 04 дек 2020, 10:56

Филева объяснила нежелание S7 становиться лоукостером

Россия — огромный рынок для лоукостеров, но S7 видит необходимость сохранения баланса между сервисом и качеством, поэтому не идет в этот сегмент, заявила в интервью РБК председатель совета директоров S7 Airlines Татьяна Филева
Читать в полной версии
Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Председатель совета директоров S7 Airlines Татьяна Филева в интервью телеканалу РБК рассказала, что авиакомпания не планирует становиться лоукостером и переходить в низкобюджетный сегмент, несмотря на его быстрый рост.

Татьяна Филева — дочь основателей S7 Airlines Владислава и Наталии Филевой, S7 в апреле—октябре 2020 года лидировала в России по количеству перевезенных пассажиров.

«На нашем рынке все хотят стать lowcost-компаниями (с низкими затратами. — РБК), я бы назвала даже low fare компаниями (с низкими тарифами. — РБК). Мы туда не идем. Мы видим какой-то разумный баланс между сервисом и качеством для пассажиров, который на рынке нужен», — заявила Филева. По ее словам, российский рынок явно движется в сторону lowcost-сегмента. «И понятно почему — доходы населения не растут. Это правильная тенденция. Просто в данный момент мы не видим себя в ней», — объясняет она.

Участники рынка часто путают бизнес модели lowcost и low fare, считает Филева. По ее словам, предлагать низкие тарифы может каждый, для этого нужно снизить цену авиабилетов и работать себе в убыток. Но для того, чтобы достигать низких затрат, необходимо изначально строить компанию особенным образом. По ее словам, трансформация из сетевой авиакомпании (перевозчика, обладающего широкой сетью маршрутов, расписанием с высоким числом стыковок, большим смешанным парком самолетов, собственным провайдером по техническому обслуживанию и т.д.) в лоукостера — «это потеря сильных сторон», без гарантии успеха в новом сегменте.

Единственный российский лоукостер — авиакомпания «Победа», входящая в группу «Аэрофлот», на которую в 2019 году пришлось 8% всех пассажиров. 19 ноября руководитель Росавиации Александр Нерадько заявил, что у российских авиакомпаний есть стремления создавать лоукост-подразделения. «Нынешний период [пандемии] также характеризуется тем, что многие авиакомпании понизили стоимость авиаперевозок», — отметил он. В частности, о запуске лоукост-проекта этой осенью объявила авиакомпания «Уральские авиалинии», начав продавать авиабилеты по «победным» ценам из Жуковского в Санкт-Петербург, Сочи, Нижневартовск, Казань, Волгоград, Архангельск, Пермь и Воронеж.

А экс-глава «Аэрофлота», министр транспорта Виталий Савельев ранее говорил, что количество лоукостеров в России должно быть больше. «Таких лоукостеров [как авиакомпания «Победа»] должно быть больше в нашей стране. Сейчас мировой тренд показывает, что вся авиация именно развивается в части низкобюджетных перевозчиков», — сообщил он, выступая на заседании профильного комитета Госдумы.

По оценкам отраслевого информационного портала CAPA — Centre for Aviation, доля низкобюджетных авиакомпаний на мировом рынке в 2019 году составила 32,9%, что на 0,4 п.п. выше, чем в 2018-м. Наибольшая доля кресел лоукостеров приходится на Европу — 41,7% от общего числа пассажиров, перевезенных местными авиакомпаниями. За ней следуют Латинская Америка — 39,6%, Северная Америка — 30,4% и Азиатско-Тихоокеанский регион — 29,7%. В России на долю единственного лоукостера «Победа» в 2019 году пришлось 8%.

«Победа» стала единственной среди крупных компаний мира, которая по итогам третьего квартала 2020 года показала рост пассажиропотока на 12%, отмечал в середине октября заместитель гендиректора «Аэрофлота» по коммерции и финансам Андрей Чиханчин. В третьем квартале компания получила 3,65 млрд руб. скорректированной чистой прибыли, следует из презентации «Аэрофлота».

Практически все авиакомпании в России сейчас в большей или меньшей степени развивают гибридную бизнес-модель с элементами лоукост-перевозок, сказал РБК директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий. Даже у «Аэрофлота» (в одноименной группе позиционируется как компания премиум-сегмента) есть безбагажные тарифы, которые в принципе можно считать атрибутом лоукост-модели, напоминает эксперт. «Если толковать понятие «лоукост» как «без излишеств», то уж излишеств мы точно ни у кого не найдем», — пояснял он. В тарифной линейке S7 также есть безбагажный и безвозвратный тарифы.

Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code