Чиновники предложили обсудить эффект от налогового маневра через полгода
Директор департамента налоговой политики Минфина Илья Трунин считает, что менять налоговый маневр раньше, чем пройдет хотя бы полгода с момента его вступления в силу, не стоит. По его словам, это консолидированная с Минэнерго позиция. Заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов в четверг уточнил, что влияние налогового маневра на отрасль не считали при ценах на нефть ниже $70: сейчас надо учесть маржу каждого конкретного проекта при текущих ценах в динамике хотя бы за полгода, чтобы обсуждать судьбу налоговой реформы.
«По итогам января, февраля и даже первого полугодия, выводы о налоговом маневре в нефтяной отрасли делать рано. Пока нет никаких предпосылок для срочной корректировки маневра. Нужно понимать, какие последствия для компаний и бюджета страны это повлечет. Вот будут расти цены на бензин. Что делать? Повышать экспортную пошлину нельзя, при снижении акцизов могут выпасть доходы региональных и федеральных дорожных фондов. Такие серьезные решения нельзя принимать по итогам такого короткого срока», – заявил на пресс-завтраке директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин.
По прогнозам Григория Выгона, главы Vygon Consulting, средневзвешенная цена на нефть по итогам года вырастет минимум до $60–70 за баррель. По его расчетам, нефтяные компании несут убытки в добыче и переработке при цене нефти $47 за баррель, а нулевая точка отсечения маневра – $72,4 с барреля. При цене на нефть от $100 компании выигрывают минимум по $7 с тонны, в отличие от старой налоговой системы или «малого маневра» (пошлина на мазут равна 100% экспортной пошлины на нефть).
По мнению заместителя министра энергетики Кирилла Молодцова, налоговый маневр выглядит для отрасли более выгодным, чем перспектива «малого маневра», который предлагали ввести с 1 января 2015 года. «В случае внедрения сценария выравнивания пошлин на нефть и мазут мы потеряли бы 30 млн т переработки нефти без учета доли крупных компаний на этом рынке. В условиях резкого падения цен на нефть и девальвации рубля (до 70%), финансовая ситуация в нефтяной отрасли ухудшилась лишь на 15%, причем в рублевом эквиваленте компании потеряли меньше, чем в долларовом. К тому же не исключено, что часть потерь нефтяникам удастся отыграть: пошел разворот цен на нефть в сторону роста».
Молодцов считает, что сам налоговый маневр корректировать не надо, но надо смотреть, из чего он состоит: формула НДПИ, экспортная пошлина и акцизы. «Этим мы и занимаемся», – подчеркнул замминистра энергетики.
Как сообщил РБК источник в администрации президента, есть несколько сценариев развития ситуации вокруг налогового маневра: при цене выше $60 за баррель маневр, вероятнее всего будет сохранен в действующем виде. Все те варианты корректировок, которые предлагаются сейчас компаниями и ведомствами, имеют свои недостатки. «Если не будет предложено ничего, что устроит и отрасль, и бюджет, то не исключено, что могут вернуть прежнюю налоговую систему в случае, если падение цен на нефть будет продолжаться», – объяснил собеседник РБК.
В Минэнерго считают, что неизменная налоговая система в нефтяной отрасли в России установится не ранее, чем другие отрасли смогут генерировать денежный поток, сравнимый с поступлениями от нефтяной. «В 2002 году мы ввели НДПИ – это стабильный рентный налог. Есть еще второй вариант, взимания налога с нефтянки – налог на финансовый результат. Это разные стороны медали. Нужна более управляемая система, при которой недропользователи смогут отвечать за результат своей работы», – пояснил Кирилл Молодцов.