Бизнес, 05 окт 2015, 00:08

Повезет – не повезет: кто позаботится о пассажирах «Трансаэро»

«Аэрофлот» предупредил всех держателей билетов «Трансаэро» на регулярные рейсы: со вторника их будут возить разные компании. Судьбу чартеров для туристов, которые уже заплатили 4,5 млрд руб., решат на этой неделе
Читать в полной версии
Фото: Смитюк Юрий/ТАСС

Летаем до 15 декабря

В пятницу «Аэрофлот» продлил срок перевозки пассажиров компании «Трансаэро» как на внутренних, так и на международных направлениях до 15 декабря 2015 года. Всем, у кого на руках оказались билеты с вылетом 15 декабря и позже, гарантирован возврат денег. Для «Аэрофлота» это не сулит больших расходов: к указанной дате будет обеспечена перевозка 95% примерно из 600 тыс. пассажиров «Трансаэро», которой грозит банкротство (см. справку).​​

С понедельника обладатели билетов «Трансаэро» должны сверяться с расписанием полетов за день-два до вылета. Тех, у кого билеты до 5 октября, будет перевозить только «Аэрофлот», затем возможны замены перевозчика: в конце прошлой недели были сформированы суточные планы по рейсам на 6–7 октября. Информация в режиме «плюс два дня» будет ежедневно обновляться на сайтах авиакомпаний и на их страничках в социальных сетях, уточнил РБК представитель «Аэрофлота».

«Аэрофлот» был заинтересован завершить для себя историю с «Трансаэро», не дожидаясь декабря: за несколько часов до пятничного объявления гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявлял журналистам, что перевозки пассажиров «Трансаэро» на международных рейсах продлятся до 5 октября, а на внутрироссийских — до 15 октября, владельцам билетов на более поздние даты должны были вернуть деньги.

Продажа билетов «Трансаэро» уже прекращена: в четверг, 1 октября, министр транспорта Максим Соколов заявил, что Росавиация направила компании уведомление о прекращении продажи билетов на регулярные рейсы. Вечером того же дня крупнейшие поисковики авиабилетов — Aviasales, OneTwoTrip и другие — прекратили продажи на рейсы «Трансаэро».

Как будут банкротить

«Трансаэро» было решено банкротить по итогам совещания, прошедшего в четверг, 1 октября, у премьер-министра Дмитрия Медведева. Зимний сезон компания встретила с неразрешимыми финансовыми проблемами: долгами банкам — 85 млрд руб., задолженностью по лизингу за самолеты — 150 млрд руб.

С начала сентября «Трансаэро» находится под операционным управлением крупнейшего российского авиаперевозчика — «Аэрофлота». Предполагалось, что «Аэрофлот» приобретет 75% плюс одна акция «Трансаэро», но 1 октября стало известно, что сделка не состоится.

Основные кредиторы «Трансаэро» — Сбербанк и ВТБ — ждут просрочек авиакомпании по платежам, чтобы начать процедуру банкротства, рассказали главы этих банков Герман Греф и Андрей Костин в пятницу, 2 октября, на международном форуме в Сочи.

Греф отказался назвать сумму долга авиакомпании перед Сбербанком, но отметил, что банк уже полностью зарезервировал долги «Трансаэро». «У «Трансаэро» пока нет просрочек по долгу перед ВТБ, но завтра она может появиться, компания неплатежеспособна», — подчеркнул Костин.

О намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве в пятницу, 2 октября, уведомил и Альфа-банк; сообщение об этом содержится в едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Совещание по туристам

Деньги за неиспользованные билеты «Трансаэро», приобретенные в составе турпакетов, будут возвращаться через туристические компании, также отметил в пятницу Савельев.

В воскресенье, 4 октября, «Аэрофлот» направил в Минтранс просьбу о проведении совещания с участием представителей «Трансаэро», туроператора «Библио Глобус», Ростуризма и Ассоциации туроператоров России для обсуждения оперативных планов по перевозке туристов.

Гендиректор «Библио Глобуса» Александр Туголуков заявил агентству ТАСС, что если рейсы по уже проплаченным билетам «Трансаэро» не будут выполнены, то на отдых не смогут улететь около 200 тыс. клиентов этого туроператора. «Библио Глобус» уже перечислил «Трансаэро» около 4,5 млрд руб., которые, в свою очередь, туроператору заплатили туристы. Но, по словам Туголукова, «владельцы авиакомпании не передали «Аэрофлоту» документооборот, связанный с этими контрактами». Руководитель Ростуризма Олег Сафонов говорил корреспонденту РБК, что «Библио Глобус» перечислил «Трансаэро» за будущие программы даже большую сумму — около 7 млрд руб.

В воскресенье «Аэрофлот» объявил, что пока подтверждает все вылеты клиентов «Библио Глобуса» по 00:00 9 октября в соответствии с расписанием «Трансаэро».

Туголуков подтвердил РБК, что ждет совещания, где должна обсуждаться ситуация с клиентами «Библио Глобуса». В курсе инициативы — представители «Аэрофлота» и Ассоциация туроператоров.

Второй перевозчик «Аэрофлота»

Вместо спасения «Трансаэро» компания Виталия Савельева застолбит за собой рыночную нишу перевозчика-банкрота.​​ В пятницу «Аэрофлот» объявил о создании компании в среднем ценовом сегменте на базе дочернего перевозчика «Россия». К ней присоединятся «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии», рассказал Савельев: «Процесс не быстрый, он может занять до восьми месяцев. «Трансаэро» туда бы вписалась, если бы мы договорились».

Во главе новой компании, скорее всего, встанет нынешний гендиректор «Трансаэро» Дмитрий Сапрыкин (был назначен главой компании в начале сентября, до этого занимал должность заместителя гендиректора по продажам и имущественным вопросам «Аэрофлота»).

О том, что «Аэрофлот» планирует создать такого перевозчика, журналистам рассказывал председатель совета директоров аэропорта Внуково Виталий Ванцев 28 сентября. По его словам, базироваться он будет во Внуково.

У объединенного перевозчика будет 45 самолетов, в основном Airbus 320 (37 штук) и разветвленная сеть маршрутов преимущественно внутри страны.

При уходе «Трансаэро» с рынка новая компания на базе «России» может стать вторым перевозчиком по пассажиропотоку после непосредственно самого «Аэрофлота», который перевез 15,7 млн пассажиров за восемь месяцев 2015 года. «Россия», «Оренбургские авиалинии» и «Донавиа» перевезли за то же время 6,8 млн пассажиров. Это больше, чем было у занимающей третье место «Сибири» — ее услугами воспользовались 5,4 млн человек, но меньше, чем у «Трансаэро» — ее показатель равен 9 млн.

«Аэрофлот» консолидирует активы, работающие примерно в том же сегменте, что и уходящая с рынка «Трансаэро», считает коммерческий директор «Уральских авиалиний» Кирилл Скуратов. Объединенный перевозчик может рассчитывать на часть пассажиров «Трансаэро», которая перевозила около 12 млн человек в год, полагает он.

По данным Росавиации, россияне отказываются от полетов за рубеж, но активно летают внутри страны. Так, за восемь месяцев 2015 года внутренние перевозки выросли по сравнению с аналогичным периодом 2014-го на 15,2%, до 31 млн человек, международные — снизились на 23,6%, до 28,2 млн.

Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки
Pro
Как монетизировать личную экспертность и получать до ₽500 тыс. в месяц
Pro
Какие предбанкротные сделки должника Верховный суд считает нормальными
Pro
На какой препарат теперь делает ставку производитель оземпика
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании