Бизнес, 05 ноя 2019, 12:03

Немецкая Stada купила права на «Кардиомагнил» и 19 других препаратов

Зачем производитель «Вука Вука» приобретает, а японская Takeda избавляется от брендов на $660 млн
Японская Takeda за $660 млн продаст немецкой Stada портфель из 20 лекарственных препаратов и пищевых добавок в России и ближнем зарубежье. Такое число брендов на локальном рынке передается впервые
Читать в полной версии
Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Фармацевтические компании Takeda и Stada подписали соглашение, в рамках которого первая передаст второй права на два десятка безрецептурных и рецептурных препаратов на территории России, Грузии, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана. Заявленная сумма сделки — $660 млн.

Гендиректор Stada Питер Гольдшмидт назвал сделку с Takeda крупнейшим в истории своей компании приобретением, которое позволит Stada «стать одним из ключевых игроков на большом и динамично развивающемся рынке». Такой портфель в рамках сделки на локальном рынке передается впервые, констатирует гендиректор аналитического агентства DSM Group Сергей Шуляк.

Среди лекарств, права на которые получает Stada, — препарат для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний «Кардиомагнил», препараты для лечения диабета II типа «Випидия» и «Випдомет». В сделку войдут также бренды препаратов против респираторных заболеваний и биологически активные добавки. Это позволит Stada, как уточняет немецкий производитель, усилить свой портфель.

Cделка, как ожидается, будет закрыта в первом квартале 2020 года и будет финансироваться за счет заемных средств.

Участники сделки

Stada Arzneimittel AG специализируется на производстве дженериков (как правило, более дешевый аналог уже запатентованных лекарств) и безрецептурных препаратов. Штаб-квартира производителя находится в германском Бад-Фильбеле. Продажи группы в 2018 году составили €2,33 млрд, чистая прибыль — €306,9 млн. На Россию, где у компании есть собственный завод «Нижфарм», пришлось €331,4 млн продаж (около 24,5 млрд руб.). Одни из основных препаратов компании, по данным DSM Group, — это назальный спрей «Снуп», а также популярный БАД для коррекции эректильной дисфункции у мужчин «Вука Вука».

Takeda Pharmaceutical — глобальная биофармацевтическая компания с головным офисом в Токио и представительствами в 80 странах мира. Выручка компании в предыдущем финансовом году, закончившемся 31 марта 2019 года, в пересчете на доллары составила $18,9 млрд, чистая прибыль — $983,3 млн. Основную выручку компании приносят препараты для лечения онкологических, неврологических, эндокринных и сердечно-сосудистых заболеваний.

В 2013 года Takeda открыла в Ярославле завод мощностью 90 млн стерильных ампул и более 3 млрд таблеток в год. Выручка отдельно по России не раскрывается, но во всех странах СНГ она в предыдущем финансовом году составила $538,5 млн (около 35,9 млрд руб.).

Обе компании входят в топ-20 крупнейших производителей лекарственных препаратов и БАД в России. В прошлом году Takeda увеличила на локальном рынке продажи лекарств на 8%, до 38,3 млрд руб., свидетельствуют данные DSM Group. Аналогичные продажи Stada за тот же период, напротив, снизились на 5%, до 28,5 млрд руб.

В 2018 году Takeda завершила сделку по покупке бренда «Витрум», который по итогам года показал среди БАДов один из лучших результатов (+212% к предыдущему году) и обеспечил компании место в топ-20 крупнейших производителей добавок. В целом ее продажи добавок выросли на 85%, до 1 млрд руб. Продажи БАДов Stada в 2018 году выросли на 7%, до 1,6 млрд руб. Доля немецкой компании на этом рынке составляет 3%, а лидером является «Эвалар» с 18,7%.

Особенность сделки

На работу в Stada перейдет около 500 сотрудников Takeda, чья деятельность связана с препаратами, указанными в соглашении. До закрытия сделки препараты будут по-прежнему производиться и поставляться японской компанией. Стороны также заключили соглашение, в рамках которого Takeda и после закрытия сделки продолжит производство вошедших в ее периметр препаратов на своих производственных мощностях и будет поставлять их Stada.

Предпосылки для сделки

Takeda избавляется от непрофильных активов, оптимизирует портфель и фокусируется на «развитии инвестиционных программ в главных терапевтических областях». Осенью агентство Bloomberg со ссылкой на источники сообщало, что компания близка к заключению соглашений по активам на развивающихся рынках и в Западной Европе. Вырученные средства планировалось направить на погашение долгов, связанных с поглощением ирландской Shire.

Продаваемый портфель брендов, отмечает Takeda, не относится к тем направлениям, которые японская компания намерена сделать основой для своего долгосрочного роста, — к гастроэнтерологии, онкологии, неврологии и так далее.

Ранее компания продала препарат Xiidra швейцарской Novartis за $5,3 млрд, объявлены сделки по продаже TachoSil компании Ethicon за $400 млн. Общая прибыль от сделок со Stada и Acino (последней продала непрофильные активы на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Африке) оценивается примерно в $300 млн.

Реальный рост продаж на российском рынке отсутствует. Вероятно, Takeda больше не рассматривает страны СНГ как ключевые, полагает Шуляк. По его мнению, сделка выгодна обеим сторонам: Takeda не теряет рынок сбыта, а Stada получает сильный портфель брендов.

Несмотря на низкую динамику российского фармрынка в денежном выражении, в последние два года растет потребление лекарственных препаратов в натуральном выражении, констатировала ранее DSM Group. В 2018 году было продано 6,4 млрд упаковок, что на 1,5% больше, чем годом ранее.

Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Временное управление активами недружественных лиц. Как это работает