Бизнес, 05 дек, 09:00

ВТБ продаст Первую грузовую компанию до конца года

Первая грузовая компания выйдет из периметра активов ВТБ до конца 2024 года, рассказал журналистам председатель правления банка Андрей Костин
Читать в полной версии
(Фото: Владимир Гердо / ТАСС)

ВТБ продаст железнодорожного оператора Первую грузовую компанию (ПГК) до конца 2024 года. Об этом сообщил журналистам глава банка Андрей Костин в кулуарах форума «Россия зовет!»

«В этом году (ВТБ планирует сделку по продаже ПГК. — РБК). Обязательно. До конца года выйдем, да. Кому (банк продаст актив. — РБК) — пока не могу сказать», — сказал банкир.

По итогам первого полугодия этого года ПГК была признана крупнейшим игроком рынка железнодорожных грузовых перевозок, по версии аналитического агентства «INFOline-Аналитика» (рейтинг Infoline Rail Russia Top). Парк компании в первом квартале оценивался агентством Rollingstock Agency в 93,5 тыс. вагонов, основная его доля приходится на полувагоны (используются для транспортировки насыпных грузов, в том числе угля). В 2023 году выручка ПГК по РСБУ увеличилась на 10,7%, составив 117 млрд руб., чистая прибыль снизилась на 5,2%, до 36,4 млрд руб.

За последний год ПГК дважды сменила собственника. В ноябре 2023 года Владимир Лисин, владевший компанией с 2011 года (тогда структуры бизнесмена выкупили 75% минус две акции ПГК за 125,5 млрд руб. и через год оставшийся пакет на 50 млрд руб.), продал ПГК АО «Аврора Инвест». Нового собственника связывали с нынешними акционерами специализированного оператора сжиженных углеводородных газов «СГ-транс», братьями Тимуром и Русланом Бабаевыми. На это указывало то, что предприятие зарегистрировано в декабре 2022 года в Москве, на улице Академика Пилюгина, 22. Здесь же — центральный офис «СГ-транса». Гендиректором «Аврора Инвест» до августа была Юлия Терсаакова, затем на этом посту ее сменила Елена Чайковская. Терсаакова также указана главой компании «Вектор Рейл».

Reuters оценивал сделку по покупке ПГК в 200 млрд руб., часть средств была предоставлена покупателю ВТБ.

В августе 2024 года источники РБК на транспортном рынке сообщали о планируемом переходе ПГК под контроль ВТБ, в частности, речь шла о нескольких развилках впоследствии: по смене акционера, по продаже активов компании рынку и консолидации парка между операторами. Спустя месяц эту сделку подтвердил и сам Костин, уточнив, что банк купил ПГК «исходя из оценки более 200 млрд руб. с учетом долга». Говоря о планах в отношении оператора, Костин заявил, что ВТБ старается не держаться долго в непрофильных активах, но пока компания принадлежит ему: «Управление там тоже наше».

Позже, в сентябре, первый зампред правления ВТБ Дмитрий Пьянов сообщил о выбытии ПГК из периметра группы «в течение нескольких кварталов». Он также пояснил, что ВТБ не рассчитывает на материальное влияние на капитал и прибыль от владения оператором.

Читайте РБК в Telegram.

Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино