Бизнес, 06 фев 2018, 12:00

В России сократилось число нелегальных таксистов

Объем рынка такси в 2017 году превысил 575 млрд руб. Благодаря распространению агрегаторов такси доля частных перевозчиков сократилась до 14%, а легальные услуги становятся более привлекательными для населения
Читать в полной версии
Фото: Олег Яковлев / РБК

В 2017 году объем рынка такси в России составил 575 млрд руб., говорится в исследовании, проведенном аналитическим центром при правительстве России (копия есть у РБК). Последний раз такое исследование центр проводил в 2015 году. Тогда объем рынка был оценен в 441 млрд руб., то есть рост составил 14,2% в среднем в год. Количество работников, занятых в сфере такси, увеличивалось в среднем на 25% в год и по итогам 2017 года составило 584 тыс. человек.

При этом объем рынка нелегальных такси сокращался в среднем на 20% в год и в прошлом году составил 75 млрд руб., а количество «серых» таксистов снизилось до 82 тыс. человек в 2017 году против 118 тыс. в 2015-м. «В рамках исследования ВЦИОМа поведения клиентов такси отмечено, что наиболее важными критериями являются время подачи и стоимость поездки, — указывает в своем исследовании аналитический центр при правительстве. — Все большее количество потребителей предпочитает осуществлять заказ такси, вместо того чтобы ловить машину на улице, что как раз объясняется более оперативной подачей машины и более конкурентной ценой».

Наибольшее количество легальных таксистов в Центральном федеральном округе (ЦФО). Из 466,7 тыс. разрешений на таксомоторную деятельность на ЦФО приходится 114 тыс., далее следуют Поволжье (78 тыс. разрешений) и Северо-Западный федеральный округ (54 тыс.). Меньше всего разрешений выдано в Северо-Кавказском федеральном округе — 14 тыс.

В Москве, по данным центра, оперативность подачи автомобиля снизилась с десяти минут в 2015 году до четырех-пяти минут в конце 2017-го. При этом средняя стоимость 1 км поездки по городу в 2017 году увеличилась по сравнению с 2016 годом, но осталась ниже, чем в 2015 году (менее 40 руб.). Средний чек снижается несколько лет подряд за счет увеличения доли коротких поездок.

Количество аварий с участием такси увеличилось с 1166 в 2015 году до 1604 в 2017 году, указывают авторы исследования, но в относительном выражении (количество аварий к числу активных разрешений на таксомоторную деятельность) аварийность снизилась с 0,31 до 0,28%.

В исследовании отмечается, что увеличение доли агрегаторов (сейчас — 32,8% рынка) сделало такси доступным большему количеству потребителей. Крупнейшим игроком с долей 12,3% авторы исследования назвали группу компаний «Везёт», созданную в результате объединения сервисов заказа такси Fasten Russia (работает под брендами «Сатурн» и RedTaxi) и «Везёт» (бренды RuTaxi, «Лидер», «Везёт»). Далее следует «Яндекс.Такси», которое сейчас проводит сделку по объединению с бизнесом Uber в странах СНГ. Долю объединенной структуры центр оценил в 10,4%. У компании Maxim — 7,6% рынка, у Gett — 2,5%.

Увеличение рыночной доли агрегаторов, использующих безналичные системы расчета и ориентированных на работу с таксистами, имеющими специальные разрешения, способствует легализации рынка. Специальные тарифы агрегаторов такси на поездки в аэропорты и на вокзалы и из них вместе с усилением контроля за деятельностью нелегальных такси в этих транспортных узлах приводят к снижению прибыльности нелегального извоза и переходу водителей в легальный сегмент.

По словам представителя группы «Везёт» Александра Костикова, количество таксистов может быть существенно больше, чем говорится в исследовании. «Очень большая текучка кадров, многие таксисты работают на непостоянной основе со свободным графиком, поэтому довольно сложно выяснить, сколько точно людей занято в сфере такси. Кроме того, сейчас документы выдаются на автомобиль, и на нем может ездить сразу несколько водителей», — рассуждает он. Дальнейшему развитию рынка, по мнению Костикова, могло бы способствовать включение профессии таксиста в список «самозанятых профессий» наравне с нянями или репетиторами, что позволит сотням тысяч людей легализоваться.

Представители компаний «Яндекс.Такси», Uber и Gett отказались комментировать результаты исследования. Связаться с представителем Maxim не удалось. 

Такси для футбольных болельщиков

Как отмечается в исследовании аналитического центра при правительстве, только аккредитованные такси смогут обслуживать пассажиров в непосредственной близости от стадионов, на которых будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году. Таксомоторным компаниям нужно будет пройти дополнительную аккредитацию, которая начнется в первой половине 2018 года. Чтобы получить ее, таксомоторным компаниям нужно будет соответствовать нескольким требованиям. В частности, автомобили не должны быть старше четырех лет. Кузов московских машин должен быть желтого цвета, подмосковных — белого с желтой и серой полосами. Такси должно быть оснащено опознавательным фонарем на крыше, цветографической схемой, желтым государственным регистрационным знаком, в салоне должна быть размещена информация о водителе и тарифах. У водителей не должно быть неоплаченных штрафов. Таксомоторным компаниям рекомендуют принять единый подход к ценообразованию на маршруты до аэропортов, вокзалов, стадионов, фан-зон, гостиниц.

Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Плюс 246% в корзину: чему магазинам стоит поучиться у Netflix
Pro
Какие нюансы налоговой амнистии за дробление бизнеса никто не обсуждает
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Скоро работодатели смогут забраться в голову к работникам. Законно ли это
Pro
Серая футболка, Dior и костюм стюардессы: зачем миллиардеры так одеваются
Pro
Импортозамещение больше не интересует инвесторов. Куда потекли капиталы
Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты