Роснедра проверят добывающие компании из-за риска срыва майского указа
Вице-премьер Юрий Трутнев, курирующий Арктику, поручил Роснедрам проверить, как ведется разработка месторождений полезных ископаемых в арктической зоне в связи с риском невыполнения майского указа президента Владимира Путина. Об этом Трутнев заявил на брифинге, передает корреспондент РБК.
В майском указе Путин поставил цель увеличить к 2024 году грузооборот Северного морского пути (СМП) до 80 млн т в год. В арктической зоне месторождения полезных ископаемых разрабатывают НОВАТЭК, «Газпром нефть», «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова, «Востокуголь» Дмитрия Босова, «Северная звезда» Романа Троценко, «Норникель» Владимира Потанина, а также казахстанская Kaz Minerals (Баимское медное месторождение).
Недавно в Минприроды поставили под сомнение планы некоторых из этих компаний по увеличению добычи и, соответственно, грузопотока по СМП. По подсчетам ведомства, наиболее вероятно, что к 2024 году по этому маршруту объем транспортировки грузов составит лишь 52 млн т в год. «Президент ставит цели развития страны, наша задача их выполнять, а не говорить, давайте сделаем не 80 млн т, а 50 млн т. Так нельзя работать. Поэтому то, что мы не добираем объем грузов, значит работу надо продолжать», — заявил Трутнев.
Вице-премьер напомнил, что лицензии выдаются компаниям со сроками освоения месторождения, в них поэтапно расписаны сроки геологоразведки и выхода на проектную мощность. «Я считаю справедливым поддерживать только тех, кто выполняет требования лицензионных соглашений, а у тех, кто не выполняет, лицензия изымается и передается эффективному недропользователю», — заключил он.
Наиболее низкая вероятность выполнения заявленных планов, по оценке Минприроды, у «Востокугля» и «Нефтегазхолдинга». «Востокуголь» планировал добывать 30 млн т угля в год к 2024 году, но уже понизил план на треть, об этом стало известно в конце января. «Нефтегазхолдинг» собирается добывать не менее 5 млн т нефти к 2023 году с Пайяхского месторождения, но для более значительного роста добычи Худайнатов попросил у Минфина господдержки.
Источник в Роснедрах рассказал РБК, что ведомство пока не получало поручение правительства проанализировать условия выполнения арктических лицензий недропользователей. Есть общее поручение проверить условия по всем лицензиям, а не только по Арктике или по шельфу, сказал он. По словам собеседника РБК, «Востокуголь» пока не подтвердил запасы: «Мы не говорим, что там не будет такого грузопотока [с месторожденний «Востоукгля»], мы говорим, что это не доказано». Но у компании еще есть время на геологоразведку, сроков лицензии она не нарушает, заключил собеседник РБК.
В процессе геологоразведки и утверждения запасов на Таймыре у «Востокугля» возник спор с Росприроднадзором. Регулятор обвинил компанию в самовольной добыче каменного угля и в апреле 2017 года потребовал возместить ущерб в 2 млрд руб.
У компании есть лицензия на Малолемберовское месторождение с 2 млн т запасов (утверждены в Госкомиссии по запасам, ГКЗ). Она планировала сдать на госэкспертизу технико-экономическое обоснование запасов в размере около 20 млн т на другом участке — Лемберовском, а также поставить на госбаланс и оценить прогнозные ресурсы в объеме еще около 100 млн т на этом же участке.
Представитель «Востокугля» отказался от комментариев. Представитель «Нефтегазхолдинга» сообщил РБК, что геологоразведка Пайяхского месторождения на Таймыре идет в соответствии с графиком. Представитель Роснедр пока не ответил на запрос РБК.