Обвал рубля, 06 апр 2016, 15:25

Больше 40% представителей среднего класса остались без сбережений

Доля представителей среднего класса, не имеющих сбережений, в начале 2016 года выросла до 41%, показало исследование Sberbank CIB «Потребительский индекс Иванова». Еще в конце 2015-го не имели сбережений 36% респондентов
Читать в полной версии
Фото: Александр Рюмин/ТАСС

​Из-за снижения доходов количество россиян, не имеющих сбережений, выросло с 36% в четвертом квартале прошлого года до 41% в первом квартале этого года, свидетельствует исследование Sberbank CIB «Потребительский индекс Иванова», с помощью которого оценивается потребительская уверенность россиян-представителей среднего класса.

​Ивановы, на которых ориентировано исследование, — это 2300 горожан трудоспособного возраста, с доходом и уровнем образования, позволяющими отнести опрошенных к среднему классу. На основе ответов респондентов исследователи выводят усредненное консолидированное мнение о потребительских настроениях россиян. Sberbank CIB ведет индекс с 2013 года.

Недавний опрос исследовательского холдинга «Ромир» показал, что никаких сбережений на черный день сейчас не имеют 73% российских семей, из которых 12% потратили все в последнее время. Еще 10% россиян проедают остатки своих сбережений прямо сейчас. При этом 61% россиян не имел «заначки» на черный день и до начала кризиса.

Согласно последнему исследованию «Потребительского индекса Иванова», россияне продолжают охотиться за низкими ценами: доля Ивановых, стремящихся приобрести продукты в больших объемах и со скидкой, увеличилась с 50% во втором квартале 2015 года до 60% в первом квартале этого года. Доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, немного увеличилась в первом квартале — до 76%. До этого четыре квартала она оставалась на уровне 75%. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, сохранилась на отметке 70%.

Однако аналитики Sberbank CIB заметили и улучшение ситуации. Так, среднее количество торговых сетей, в которых Ивановы совершают покупки, в первом квартале 2016-го упало до 2,2 после 2,5 в последнем квартале 2015 года и 2,8 в первом квартале 2015 года. Это значит, что средний класс стал посещать меньшее количество магазинов разных сетей, чтобы совершить покупки. При этом доля розничной сети, которую Ивановы посещают чаще всего, в их общем объеме покупок продуктов питания увеличилась до 50%. «Это хорошие знаки, которые говорят о том, что потребители в основном адаптировались к новым условиям и их поведение постепенно нормализуется», — отмечают аналитики Sberbank CIB в исследовании.

Несмотря на то что россияне по-прежнему испытывают высокую чувствительность к уровню цен, индекс потребительской уверенности по итогам последнего опроса немного вырос — с минус 24% в четвертом квартале 2015 года до минус 22% в первом квартале этого года.

Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом