Бизнес, 06 авг 2015, 01:15

«Автодор» и Газпромбанк оспорили выводы Счетной палаты о ЦКАД

Читать в полной версии
(Фото: ТАСС)

Газпромбанк и «Автодор» опровергли вывод аудиторов Счетной палаты о том, что 40 млрд руб. на строительство ЦКАД не используются, а лежат на счете в кредитной организации.

Счетная палата изучила, как «Автодор» использует средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), направленные на финансирование строительства ЦКАД (Центральная кольцевая автомобильная дорога) в Московской области. Ведомство пришло к выводу, что госкомпания не использует эти средства и при этом разместила их на счете в Газпромбанке. Проценты по нему в мае и июне составили 262 млн руб., отмечают аудиторы в докладе от 22 июля «По результатам проверки и анализа хода реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в первом полугодии 2015 года».

В конце апреля на финансирование ЦКАД Газпромбанку перечислили 38,4 млрд руб. из ФНБ, после чего банк выкупил облигации «Автодора» на 21,7 млрд руб. Такой порядок предусмотрен распоряжением правительства от 15 апреля 2015 года. «Проверка показала, что реализация проекта ЦКАД осуществляется госкомпанией неэффективно. Так, строительство первого пускового комплекса до сих пор не начиналось, несмотря на то, что соглашение заключено более года назад», — говорится на сайте ведомства. Там отмечается, что строительство пятого пускового комплекса, проавансированное с 2014 года на 11,2 млрд руб., также не началось. Аванс, по данным Счетной палаты, также находится в Газпромбанке, а начисленные в доход организации проценты составили 190 млн руб.

Представитель «Автодора» сказал РБК, что заявление СП стало для госкомпании неожиданностью. «Акт по результатам проверки Счетной палаты от 30 июня 2015 года содержал несколько иные выводы и цифры [документ, на который ссылается само ведомство, датирован концом июля]»,  — отметил он. По словам представителя госкомпании, обвинение в том, что средства ФНБ не используются и находятся на счете «Автодора» в Газпромбанке, не соответствует действительности.

Средства ФНБ в размере 38,4 млрд руб. в соответствии с распоряжением правительства поступили в Газпромбанк (в феврале 2015 году Минфин и Минэкономразвития согласовали такой порядок движения средств), а не на счета «Автодора», объяснил он. После этого госкомпания по закрытой подписке разместила облигации, Газпромбанк приобрел их на сумму 21,7 млрд руб., добавил представитель «Автодора».

Он также отметил, что строительство первого пускового комплекса не началось из-за проблем с подрядчиком — «Стройгазконсалтингом». Компания уведомила «Автодор», что не сможет выполнять работы на объекте в мае 2015 года. В апреле в СГК сменились собственники: компанию купили Газпромбанк и фонд UCP под управлением Ильи Щербовича у бизнесменов Руслана Байсарова и Зияда Манасира. «За несвоевременное исполнение обязательств по соглашению госкомпания выставила исполнителю требования об уплате неустойки в размере 213,9 млн руб.», — говорит представитель «Автодора».

Строительство пятого пускового комплекса, сообщил представитель госкомпании, начато в соответствии с календарным графиком строительства. «В мае 2015 года получено разрешение на строительство, работы выполняются», — отметил он. Представитель АРКС (его дочка ООО «Кольцевая магистраль» строит пятый участок ЦКАД) не ответил на запрос РБК.

В докладе Счетной палаты говорится, что средства ФНБ банк учел в составе источников дополнительного капитала и что это способствовало росту собственных средств банка — за апрель и май они увеличились на 24,5 млрд руб.​, а финансовые показатели банка улучшились. Заместитель председателя правления Газпромбанка Александр Соболь сказал РБК, что банк никакого дохода от средств ФНБ не получил.

В Газпромбанке проверки Счетной палаты не было: как предусмотрено условиями субординированного депозита, так мы и делаем, сказал он. «Никакой положительной маржи у банка по этой сделке нет, то есть всю доходность, которую по этим облигациям будет платить «Автодор», мы передаем по депозиту в ФНБ», — отметил Соболь.

Вторую часть средств — 16,7 млрд руб. (остаток от 38,4 млрд руб.)  — по условиям договора Газпромбанк в течение полугода должен размещать на депозите в ЦБ, а в октябре, как предусмотрено паспортом проекта, должен купить у «Автодора» облигационный выпуск, рассказал зампред правления банка РБК. «Это мы и собираемся сделать, поэтому на днях заключили соответствующий договор с «Автодором». И опять же по этим 16 млрд руб. никакой положительной маржи у банка нет, потому что тот доход, который мы получаем по этой сумме в ЦБ, мы тоже полностью транслируем в ФНБ», — отметил Соболь. Изначально условием государства было, что никакой положительной маржи у банка оставаться не должно, ни рубля дохода Газпромбанк от этого не имеет, подчеркнул он.

Представитель «Автодора» отметил, что госкомпания более подробно прокомментирует обвинения СП в четверг.

Коллегия Счетной палаты решила направить представление в «Автодор» и информационное письмо в Минфин, а также использовать материалы проверки в отчете ведомства о работе​ за первое полугодие 2015 года.

ЦКАД будет опоясывать Москву по территории Подмосковья, общая протяженность платной автодороги составит 529,9 км, стоимость строительства магистрали составит 300 млрд руб. Из Фонда национального благосостояния на проект будет выделено 150 млрд руб.

Возведением пятой секции ЦКАД займется «ООО «Кольцевая магистраль» («дочка» АРКС, 25% которой на прошлой неделе купил бизнесмен Руслан Байсаров). Первую секцию автодороги должен был строить «Стройгазконсалтинг», но из-за кризиса и смены собственников он отказался от проекта. Сменить его могут Crocus Араса Агаларова или АРКС, писали «Ведомости».

Контракты на более крупные проекты — на секции 3 и 4 (протяженность каждого участка составляет примерно 100 км) — пока не разыграны, конкурсы по ним перенесены на сентябрь. Стоимость секций — 75,6 млрд руб. и 76,5 млрд руб. соответственно, кроме того, инвесторы проектов должны привлечь соответственно 32,7 млрд руб. и 28,8 млрд руб. Заявки на конкурсы по обоим проектам подали структуры УК «Лидер» и РФПИ, Vinci и «ВТБ Капитала», Газпромбанка и «Автобана».

Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты
Pro
Под крылом: почему создать «единорога» в одиночку теперь почти нереаально
Pro
Когда все пошло не по плану: 5 техник адаптации к вынужденным переменам
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Как монетизировать личную экспертность и получать до ₽500 тыс. в месяц
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров