Бизнес, 06 окт 2014, 22:55

Средний класс в России начал ощущать действие продуктовых санкций

Более половины типичных представителей российского среднего класса, потребительское поведение которых изучает периодическое исследование Sberbank CIB «Потребительский индекс Иванова», ощутили на себе последствия введения эмбарго на отдельные группы продуктов питания. Список продуктов, запрещенных к ввозу в Россию в течение года, включает товары из США, Канады, Евросоюза, Норвегии и Австралии – мясо, рыбу, молоко, колбасы, овощи, фрукты, орехи и др.
Читать в полной версии
Фото: Lori

«Ивановы» – 2300 горожан трудоспособного возраста, с доходом и уровнем образования, позволяющим отнести опрошенных к среднему классу. На основе ответов респондентов исследователи выводят усредненное консолидированное мнение о потребительских настроениях россиян.

В III квартале 2014 года 52% представителей российского среднего класса заметили либо повышение цен, либо дефицит продуктов, сообщают исследователи. Из-за дороговизны и пустых полок в некоторых магазинах российские потребители пересмотрели свою привычную продуктовую корзину.

Как пояснил один из авторов исследования аналитик «Сбербанк CIB» Артур Галимов, потребители ищут более дешевую замену привычным продуктам в той же товарной группе, не всегда равнозначную. «Если яблоки, появившиеся на полках после введения запрета, выросли в цене, потребители могут переключиться на бананы», – говорит аналитик. Так же «Ивановы» снижают потребление продуктов из категорий, вошедших в санкционный список, принятый российским правительством. 

Респонденты исследования отметили, что наиболее существенный рост цен они заметили на мясо и рыбу (10,8% и 10,6% соответственно), фрукты (7,1%), молочные продукты (6,6%) и овощи (5,4%). О том, что мясо и рыба вызывают наибольшее количество проблем с точки зрения оперативной замены поставщиков и сдерживания цен, ранее признавали и сами продовольственные сети. К примеру, смена логистических путей для завоза рыбной продукции привела к дефициту продукта и росту закупочных цен. Оптовая цена охлажденной рыбы для германского ретейлера Globus выросла на 35-40%. Рекордсменом роста в цене стало мясо птицы из-за дефицита свиного шпига еще в начале года – чтобы компенсировать дефицит сырья, производители колбас и сосисок начали закупать курятину.

При этом в конце сентября опрошенные РБК ретейлеры заявляли, что смогли наполнить полки аналогичной продукцией по большинству утраченных товарных позиций: продукция заменена или российскими аналогами, или импортом из стран, не попавших под российские санкции.

Менее остальных связанные с санкциями изменения в сфере потребления отметили лояльные покупатели «Магнита»: 53% опрошенных клиентов этой сети не заметили никаких изменений, тогда как в других сетях публичных ретейлеров более половины постоянных покупателей (54-58%) заявили о том, что ощутили перемены последних месяцев. Постоянные покупатели «Магнита» оказались в меньшинстве и среди тех, кто обратил внимание на исчезновение с полок каких-либо привычных товаров: таких в этой сети оказалось лишь 10%.

Впрочем, ретейлеры пока не отметили каких-то значимых для себя трендов в потребительском поведении клиентов. «Мы не отмечаем тенденции к экономии или к явному замещению покупок на дешевые аналоги. В магазинах положительная динамика продаж, количество товаров в одной покупке и средняя цена единицы товара также не показывают тренда к снижению», – рассказала РБК  директор по внешним связям ГК «Дикси» Екатерина Куманина.

Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии