Бизнес, 07 фев 2022, 08:00

Инфраструктурный подрядчик Ротенберга и ВЭБа получил первые активы

А его совладельцем стал акционер «1520» Алексей Крапивин
Группа «Нацпроектстрой» Аркадия Ротенберга и ВЭБа приобрела первые активы, в том числе «ТЭК Мосэнерго». В состав группы пока не вошел подрядчик РЖД — ГК «1520», но совладелец «1520» Алексей Крапивин получил 4% «Нацпроектстроя»
Читать в полной версии
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Группа компаний «Нацпроектстрой», о создании которой госкорпорация ВЭБ.РФ и бизнесмен Аркадий Ротенберг договорились летом 2019 года, получила первые активы. В 2021 году под ее контроль перешли 50% Северо-Западной концессионной компании (СЗКК) и 100% строителя объектов энергетики и транспортной инфраструктуры «ТЭК Мосэнерго». В конце 2020 года в холдинг вошло 97% компании «Дороги и мосты», которая была выделена из «Мостотреста».

Об этом РБК рассказал представитель «Нацпроектстроя». Условия сделок он не раскрыл. Представитель прежних владельцев этих активов — семьи Ротенберга — отказался от комментариев.

Зачем создается «Нацпроектстрой»

В январе 2020 года будущие активы «Нацпроектстроя» оценивались в 100 млрд руб., а планируемые контракты — в 140 млрд руб. Гендиректор холдинга Рубен Аганбегян в интервью РБК говорил о планах создания «национального чемпиона» — крупного строителя инфраструктуры и подрядчика. По его словам, «это должен быть сплав строителя и подрядчика, с одной стороны, и банка развития — с другой».

Группа уже получила контракт на строительство восьмого этапа трассы М-12 Москва — Казань протяженностью 66 км за 123,2 млрд руб. и право на заключение долгосрочного инвестиционного соглашения на строительство и эксплуатацию основной части обхода Аксая в Ростовской области почти на 86 млрд руб. Обход Аксая — это часть реконструкции трассы М-4 «Дон» из Москвы в Новороссийск.

Что известно про активы «Нацпроектстроя»

Из активов «Нацпроектстроя» крупнейшим является «ТЭК Мосэнерго» — за 2020 год его выручка по РСБУ составила 26,6 млрд руб. Аналогичный показатель «Дорог и мостов» — 19,8 млрд руб., СЗКК — 1,1 млрд руб., следует из их отчетностей.

Семья Ротенберга купила «ТЭК Мосэнерго» в 2010 году у структур «Газпрома», до последнего времени компанией владел Игорь Ротенберг, сын Аркадия Ротенберга. В марте 2021 года он вышел из состава акционеров, а основным владельцем стала компания «НПО Центр». По данным ЕГРЮЛ, в конце июля почти 29% подрядчика перешли группе «Нацпроектстрой». К концу года ее доля увеличилась до 100%, говорит представитель группы.

«ТЭК Мосэнерго» занимается строительством энергетической, промышленной и транспортной инфраструктуры. Среди текущих проектов компании — Черногорская ТЭЦ, Артемовская ТЭЦ-2, Нижнекамская ТЭС, работа по которым сейчас находится на стадии проектирования. Компания участвовала в строительстве ЦКАД в Москве, Западного скоростного диаметра в Петербурге, скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург, мостов и путепроводов в составе обхода Хабаровска, в реконструкции Саяно-Шушенской ГЭС, в строительстве порта Суходол на Дальнем Востоке и других объектов.

СЗКК была создана в 2007 году для строительства и эксплуатации первого участка (с 15-го по 58-й км) скоростной трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург, в 2011 году 50% компании купил «Мостотрест» Аркадия Ротенберга. Эти 50% перешли «Нацпроектстрою». Еще половина компании принадлежит французской Vinci. РБК направил запрос в Vinci.

Специализирующаяся на инфраструктурном строительстве компания «Дороги и мосты» была выделена из структуры «Мостотреста» в октябре 2020 года. Она получила такие активы, как «Трансстроймеханизация», «Таганка Мост», «Мостотрест-Сервис», 25% «Мостострой-11». По словам представителя «Нацпроектстроя», 96,97% в «Дороги и мосты» принадлежит группе, остальные акции — миноритариям.

Сам «Мостотрест» остался под контролем Аркадия Ротенберга, который намерен развивать его самостоятельно. Бизнесмен заявлял, что «Нацпроектстрой» получит компетенции, в том числе оборудование и специалистов, а также часть контрактов и производственных мощностей «Мостотреста». Он подчеркивал, что не будет участвовать в управлении СП с ВЭБом, оставаясь лишь его акционером.

Частью «Нацпроектстроя» также должна стать группа «1520», главный строительный подрядчик РЖД. Аганбегян пояснял РБК, что ее активы войдут в холдинг в последнюю очередь, поскольку необходимо оценить юридические риски из-за уголовных дел, которые заведены в отношении нынешних и бывших собственников группы. Осенью 2018 года был арестован бывший совладелец «1520» Валерий Маркелов, его заподозрили в передаче взяток экс-полковнику МВД Дмитрию Захарченко. «Несмотря на эти обстоятельства, мы должны двигаться максимально, насколько это возможно, быстро и сформировать такую компанию в 2020–2021 годах», — добавлял глава «Нацпроектстроя». Теперь представитель холдинга говорит, что «изменений в изначальных планах развития компании нет», но не называет сроков, когда активы группы могут войти в ее состав. В «1520» отказались от комментариев.

Кто стал партнером Ротенберга и ВЭБа в СП

Источники РБК рассказывали, что ВЭБ и структуры Аркадия Ротенберга получат в «Нацпроектстрое» по 43%, еще 14% будет у третьего акционера — профильного инвестора. В мае 2020 года Аганбегян говорил, что на участие в «Нацпроектстрое» «есть два-три претендента».

Сейчас по 48% «Нацпроектстроя» у ВЭБа и НПС ЕЗК, сообщил РБК представитель группы. НПС ЕЗК было учреждено в июне 2020 года, тогда 1% принадлежал «Трансстроймеханизации», а 99% — самому «Нацпроектстрою». В ноябре 2020 года 100% компании перешло в закрытый ПИФ «Проект-Инфра», а в июле 2021 года фонд сократил долю в НПС ЕЗК до 95%. 3,97% компании перешли «НПО Центр», 0,82% — ЗПИФ «Аваби» и 0,25% — гендиректору «ТЭК Мосэнерго» Дмитрию Рябову.

ЗПИФ «Проект-Инфра» сформирован в октябре 2020 года, им управляет УК «ПФС», которая принадлежит зампреду правления Русьрегионбанка Олегу Садовникову. Представитель Ротенберга отказался пояснить, какая доля в «Нацпроектстрое» косвенно (через НПС ЕЗК) принадлежит бизнесмену.

Третий акционер «Нацпроектстроя» с долей 4% — компания «Гирасол», говорит представитель группы. Эта компания, по данным ЕГРЮЛ, принадлежит Алексею Крапивину — крупнейшему акционеру и гендиректору группы «1520». Алексей Крапивин — сын советника экс-главы РЖД Владимира Якунина Андрея Крапивина, умершего в 2015 году. Ранее о доле Крапивина в капитале «Нацпроектстроя» сообщал Telegram-канал «Коварная колея», но в группе официально не подтверждали эту информацию.

Представитель «Нацпроектстроя» уточнил, что структура акционеров была сформирована в 2020 году. На каких условиях Крапивин стал акционером группы, он не пояснил. Представители ВЭБа, Ротенберга и «1520» также не стали это комментировать.

Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой