Бизнес, 07 апр 2021, 10:48

В ЕАЭС выявили «признаки запрещенной координации» агрегаторов такси

Агрегаторы сами устанавливают тарифы на перевозку, а водители и таксопарки в этом не участвуют, заключили в комиссии
Читать в полной версии
Фото: Алексей Майшев / РИА Новости

Департамент антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК, регулирующий орган ЕАЭС) направил письма профильным организациям рынка такси в России, Казахстане, Армении, Белоруссии и Киргизии о предстоящем совещании на тему ценообразования на рынке такси, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на два таких письма; их подлинность изданию подтвердил представитель ЕЭК.

Совещание запланировано на 13 апреля в Москве, на него собираются пригласить компании-агрегаторы, пишет газета. По ее данным, поводом для встречи стали результаты проведенного ЕЭК расследования, которое установило «признаки запрещенной координации экономической деятельности водителей со стороны агрегаторов такси».

Претензия комиссии заключается в том, что агрегаторы на всем пространстве ЕАЭС сами устанавливают тарифы на перевозку пассажиров, а водители и таксопарки, хоть и выступают самостоятельными субъектами на рынке, не участвуют в ценообразовании. По мнению комиссии, это ущемляет интересы как самих водителей, так и пассажиров. Кроме того, агрегаторы используют аналогичные алгоритмы ценообразования, что создает примерно одинаковые цены на такси. «К примеру, в часы пик (с 8:30 до 10:00, в обеденное и вечернее время) цена возрастает в 3,5 раза у всех агрегаторов одномоментно», — говорится в материалах.

«Нам кажется, что крупнейшие агрегаторы такси сегодня внедряют такую модель ценообразования, которая максимизирует доход агрегатора, а не таксистов», — пояснил «Ведомостям» директор департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексей Сушкевич. Эта модель навязана пассажирам и таксистам и является безальтернативной, указал он.

Рынок такси в странах ЕАЭС единообразен, в нем участвуют одни и те же игроки, указали эксперты. Так же считают и в ЕЭК, отмечая, что на рынках этих стран присутствуют «Яндекс.Такси» и принадлежащий ему Uber, «Максим», Gett и «Ситимобил».

Сервисы заказа такси ответили газете, что определяют цены сами, с помощью своих алгоритмов, которые учитывают текущую ситуацию на локальном рынке (вплоть до района города), актуальный спрос, количество свободных машин, погодные условия и другие факторы. Это рыночный механизм, который позволил нарастить емкость рынка и обезопасить поездки, сообщил представитель «Яндекс.Такси». В компании «Везет» указали, что цены формируются по рыночным механизмам, а это как раз способствует развитию конкуренции. В сервисе «Максим» сообщили, что у перевозчика всегда есть возможность отказаться от выполнения заказа, предлагаемого агрегатором, если он не согласен с предложенной стоимостью поездки.

Сервисы заказа такси также указали, что российская ФАС проводила аналогичное исследование рынка в России осенью 2020 года и не нашла нарушений антимонопольного законодательства в действиях агрегаторов.  ФАС заключила, что действующее ценообразование «является на текущем этапе объективным фактором функционирования рынка». Однако она проводила исследование с точки зрения взаимоотношений агрегаторов и пассажиров, а антимонопольщики ЕЭК займутся аспектом взаимодействия агрегаторов как с пассажирами, так и с водителями, отметил представитель ЕЭК.

Миллионы покупательниц: почему рекламодатели забыли про женщин 45+
«Я старался, но все зря»: как понять, что вы застряли во фрустрации
Гречиха перестала быть сверхприбыльной для компаний. Как это меняет рынок
Худшая азиатская валюта за год. Почему курс рупии бьет антирекорды
Выгорание как стратегический риск: инструкция для CEO
Скидки и акции больше не спасают: как разработать собственную стратегию
Как пошлины Трампа разогнали «чипфляцию» в США
В мире — «великая передача богатства». Кто от нее выиграет