Миноритарии не поверили словам главы «Магнита» о смысле сделки с СИА
«Топ-менеджеры «Магнита» не смогли убедительно ответить на вопрос о необходимости сделки с «СИА Групп». Покупка может стать «плохим стартом» для развития компании после смены владельцев», — рассказал РБК директор фонда Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко, один из миноритарных акционеров розничной сети. Такое мнение инвестор высказал по итогам состоявшегося в четверг, 7 июня, конференц-звонка топ-менеджмента «Магнита» с акционерами.
Объясниться с инвесторами топ-менеджменту «Магнита» пришлось после сделанного накануне заявления о своих дальнейших планах. В среду розничная сеть объявила о том, что вступила в переговоры о приобретении фармацевтического дистрибьютора «СИА Групп». И у покупателя, и у продавца есть общий владелец: с конца 2015 года фармкомпанией владеет Александр Винокуров, он же — один из основателей инвестиционной «Марафон Групп», которая в конце мая купила у банка ВТБ 11,82% «Магнита». «Мы глубоко обеспокоены таким развитием событий (сделкой с «СИА Групп». — РБК), а тот факт, что это сделка со связанными сторонами, заставляет нас волноваться больше всего», — говорилось в сообщении Prosperity Capital Management.
По словам Кривошапко, руководство сети в ходе конференц-звонка уверяло, что сеть аптек невозможно выстроить без собственного дистрибьютора и что партнер не станет доставлять продукцию под собственной торговой маркой ретейлера. «Однако эти аргументы вызывают сомнения, — отмечает собеседник РБК. — Как инвестор, Prosperity Capital Management согласен, что развитие аптечного сегмента может быть успешной стратегией. Но пока у «Магнита» всего 51 точка, а значит, инвестиции в покупку собственного дистрибьютора могут быть избыточны. Тем более что финансовое положение «СИА Групп» вызывает опасения». Стоимость «СИА Групп», учитывая прогноз по ее росту в этом году, может достигать 25 млрд руб. без учета долга, оценивал гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин предположил, что долговая нагрузка «СИА Групп» может достигать 10 млрд руб.
Кривошапко также подтвердил сделанное фондом накануне заявление: «Покупка СИА была бы сделкой с заинтересованностью в глазах инвесторов». «Хотя формально она не подходит под это определение, так как у «Марафон Групп» менее 25% акций», — замечает собеседник РБК, добавляя, что «Prosperity будет работать напрямую с советом директоров компании, с менеджментом и другими акционерами по этой сделке».
«Сегодня мы планировали донести до рынка информацию о том, что «Магнит» уже полтора года развивает аптечный проект, вложив в него значительные средства и организационные усилия, и делает последовательные шаги в этом направлении», — рассказала РБК исполнительный директор «Магнита» Ольга Наумова. По ее словам, «Магнит» уже видит позитивные результаты своего пилотного проекта в фармацевтике.
Собственная фармдистрибуция значительно отличается от логистики для ретейла, подчеркнула Наумова. «Мы делаем ставку на максимальную интеграцию аптеки с продуктовым ретейлом и магазином косметики и хотим приобрести дистрибьютора, чтобы сформировать собственную закупочную и логистическую платформу», — пояснила она.
«Мы уверены, что в среднесрочной перспективе инвесторы увидят правильность этого решения», — добавила исполнительный директор.
Обвинения в заинтересованности гендиректор «Магнита» Хачатур Помбухчан во время общения с инвесторами отрицал (корреспондент РБК ознакомился с содержанием разговора). По его словам, генеральный директор не обязан ни согласовывать такую покупку с советом директоров, ни раскрывать планы инвесторам, но «Магнит» «придерживается в этом случае практики максимальной открытости». Один из приведенных Помбухчаном аргументов в пользу целесообразности этой сделки — собственные аптеки «Магнита» могут заменить 6,5 тыс. аптек-арендаторов. Кроме того, компания планирует открыть аптеки во всех своих дрогери-магазинах.
Происходящие в сети «Магнит» акционерные изменения уже вызывали вопросы миноритариев. Тот же Prosperity в феврале, когда группа ВТБ приобрела 29,1% компании у основателя сети Сергея Галицкого, называл эту сделку «плохой практикой корпоративного управления». «Они же специально купили чуть меньше [30% акций], чтобы не делать [оферту миноритариям]. Это абсолютно безобразно и худшее поведение со стороны государственного банка, — заявил тогда Алексей Кривошапко. — Это говорит о том, что он (ВТБ. — РБК) плевать хотел на рынок и на миноритариев, это плевок в лицо всем инвесторам. Это неприемлемо, и это, думаю, им еще аукнется».
Как заявлял первый зампред правления банка ВТБ Юрий Соловьев, банк не планирует наращивать долю в ретейлере после выкупа 29,1%. «Мы не планируем, этого достаточно. Наша доля нас устраивает», — говорил он.