Минэк предложил создать постоянный механизм защиты госстроек от роста цен
Увеличение стоимости госконтрактов из-за роста цен на металлы — одно из проявлений новой экономической реальности, выражающейся в том числе в высокой волатильности мировых цен, сказал в интервью телеканалу РБК министр экономического развития Максим Решетников. «Всегда из таких ситуаций надо делать системные выводы», — подчеркнул он, добавив, что российские механизмы и институты оказались не вполне готовы к подобным колебаниям цен — их надо «изменять, дотягивать, донастраивать».
Глава Минэкономразвития предложил обсудить введение долгосрочных контрактов с формульной ценой в качестве постоянно действующего механизма. Цена в таких контрактах определяется по заранее оговоренной формуле, привязанной к различным рыночным индикаторам, она может предусматривать применение смягчающих коэффициентов при значительном росте или падении цен на приобретаемые товары.
«Мы свои стройки контрактуем по твердым ценам. И насколько мы здесь гибко можем менять эту цену — как правило, в каждом таком случае мы выпускаем отдельный акт, делаем какой-то отдельный механизм. Может быть, надо посмотреть, подумать и сделать постоянно действующий механизм [c формульным ценообразованием]», — указал Решетников.
Контракты с формульной ценой в российском законодательстве присутствуют, но не все их применяли, пояснил министр: «Когда я говорю не все, я имею ввиду и бюджетные стройки, и, соответственно, отношения уже внутри бизнеса (между производителями выросших в цене товаров и их потребителями. — РБК)». Он добавил, что нужно изучить, есть ли ограничения в законодательстве, например, в бюджетном, которые не способствуют широкому распространению этого механизма.
Металлургов и строителей к заключению прямых формульных контрактов, позволяющих снижать стоимость поставок при резком скачке цен на мировом рынке, призывали в Минпромторге. На прошлой неделе в министерстве заявили, что продолжат заключение прямых долгосрочных контрактов с формульным ценообразованием по госстройкам с возможностью увеличения глубины таких контрактов на период до нескольких лет. Металлурги подтвердили готовность предоставлять скидки по таким контрактам, заявляли в министерстве. Договоренность была достигнута после того, как первый вице-премьер Андрей Белоусов раскритиковал металлургов, заявив в интервью РБК, что они «нахлобучили» государство на 100 млрд руб., в разы увеличив доходы, в том числе за счет повышения цен для госпроектов.
Резкий рост цен на металл, и как следствие на металлопрокат и арматуру, начался осенью 2020 года. В Клубе инвесторов Москвы говорили, что с середины ноября цены на арматуру выросли на 50%.
В ответ на рост цен Минстрой в марте разработал законопроект, предлагающий сделать возможным изменение условий госконтрактов, если из-за роста стоимости строительных ресурсов общая стоимость строительных или реставрационных работ изменилась более чем на 5%. При изменении контракта срок его исполнения или цена не должны вырасти или сократиться более чем на 30%, предлагал Минстрой. В министерстве указывали, что при исполнении госконтрактов только из-за роста цен на металл строительные компании потеряют 42,31 млрд руб. В мае президент НОСТРОЙ Антон Глушков заявил, что против инициативы выступил Минфин.
В пресс-службе Минфина, в свою очередь, уточнили РБК, что 44-ФЗ «О госзакупках» «уже содержит меры, позволяющие изменять цены заключенных контрактов в сфере строительства, если их дальнейшее исполнение невозможно, в том числе по причине роста цен на стройматериалы». Для изменения цен госконтрактов сейчас соответствующее решение должно принять правительство или региональные власти, говорят в Минфине. В министерстве настаивают, что поправок для реализации возможности менять условия госконтрактов не требуется.
С нового года металлурги и крупные девелоперы начали заключать прямые долгосрочные контракты с формульным ценообразованием. Подобные контракты также действуют в сфере автомобилестроения.