Война санкций, 07 авг 2015, 14:37

Белоруссия оказалась главным бенефициаром российских антисанкций

Год назад после введения продуктового эмбарго Бразилия, Турция, Китай и другие страны пообещали восполнить импорт запрещенки в Россию. ЦМТ по просьбе РБК подсчитал, кто на самом деле стал бенефициаром антисанкций
Читать в полной версии
Фото: ТАСС

​Догнали и заместили

В прошлом году замминистра сельского хозяйства Белоруссии Леонид Маринич назвал ситуацию с российскими санкциями «клондайком» и обещал заменить западные страны по многим позициям, в том числе сырам, мясу, цельному молоку, картофелю и яблокам.

Так и получилось. Исходя из данных свежей статистики Федеральной таможенной службы (заканчивается маем 2015 года), импорт санкционного продовольствия больше всего нарастила Белоруссия. За пять месяцев 2015 года она завезла в Россию 916,4 тыс. т товаров, ввоз которых ограничен из некоторых стран, против 568,3 тыс. т за тот же период прошлого года, подсчитали специалисты московского Центра международной торговли. В результате доля этой страны по поставкам санкционного продовольствия в Россию выросла до 21% с 13,5%.

Вторая страна по объему поставок запрещенных продуктов — Турция, наоборот, не сумела нарастить объем этих видов продукции вопреки обещаниям увеличить экспорт фруктов и овощей в Россию почти вдвое. В прошлом году она также заявляла, что может начать экспортировать в Россию белое мясо птицы и замещать запрещенный импорт рыбы из Греции. Но объем поставок за январь—май 2015 года остался практически таким же, как за пять первых месяцев прошлого года: 564 тыс. против 560 тыс. т.

Сербия, обещавшая в прошлом году нарастить поставки молочной продукции, со своей задачей справилась, хотя ее доля среди других импортеров остается пока скромной — менее 2%. Тем не менее общий объем экспорта санкционной продукции из этой страны вырос на 57,1%, по данным за первые пять месяцев года, в физическом объеме поставки выросли до 79,6 тыс. т с 50,7 тыс. за январь—май 2014 года.

Не оправдали надежд

Посланник Эквадора в августе прошлого года обещал нарастить экспорт в Россию морепродуктов, фруктов, овощей и цветов на встрече с главой Россельхознадзора Сергеем Данквертом. Но на деле импорт запрещенных продуктов из этой страны существенно сократился — до 523,2 тыс. т с 577,7 тыс. По доле поставок санкционного продовольствия в Россию Эквадор переместился на третье место среди экспортеров, хотя в прошлом году был первым.

Не оправдала ожиданий Бразилия, которую год назад называли чуть ли не главным бенефициаром российских продуктовых санкций. Несмотря на прошлогоднее соглашение о поставках молочной продукции и расчет на двукратный рост поставок курятины, по факту эта страна не нарастила, а даже немного снизила экспорт за первые пять месяцев года: до 164 тыс. т с 167,7 тыс. в январе—мае 2014 года.

Китай за этот период также уменьшил поставки запрещенного продовольствия в нашу страну — до 390 тыс. с 418 тыс. т, хотя в прошлом году тамошние бизнесмены и готовились замещать на российском рынке европейские фрукты и овощи. Министр сельского хозяйства Николай Федоров также говорил в прошлом году о китайских грушах и яблоках, которые смогут заменить фрукты, подпавшие под санкции.

О готовности наращивать экспорт в Россию заявлял и Буэнос-Айрес: речь шла в основном о мясе, но уже тогда аргентинские чиновники предупреждали о необходимости «значительной дипломатической работы» в этом направлении. На деле объемы аргентинского импорта в этом году провалились более чем на 30% — до 76 тыс. т со 111 тыс.

На 69% сократила свой экспорт санкционных товаров Новая Зеландия. В прошлом году российские власти заявляли о желании нарастить импорт сыра из этой страны, но сами новозеландские производители с опасением отнеслись к перспективам укреплять «продуктовые» связи с Москвой. Они не были уверены, что Россия не накажет страну по примеру других государств, которые ввели против нее санкции.

«Скорость падения объемов импорта санкционных продуктов соизмерима со скоростью падения всего импорта. Скорее всего, это говорит о том, что в стране на фоне кризиса сократилось внутреннее потребление, особенно импортных товаров, которые в рублях подорожали из-за роста курса», – рассуждает генеральный директор московского ЦМТ Владимир Саламатов.

По его словам, с определенными допусками можно говорить о том, что импорт санкционных продуктов (с учетом снижения спроса) был во многом замещен поставками из стран, не подпавших под российские ответные меры. По отдельным позициям произошел рост внутреннего производства и, соответственно, потребления российских продуктов питания. Но цифры официальной статистики по импортозамещению пока еще сдержанные.

Россия без запрещенки

Продовольственное эмбарго и последовавшая за его введением девальвация рубля вынудили россиян изменить свои потребительские предпочтения, следует из данных исследовательского холдинга «Ромир», предоставленных РБК. Больше всего пострадало потребление рыбы и морепродуктов.

В прошлом году рыба пользовалась популярностью у покупателей: в первом полугодии по сравнению с первым полугодием 2013 года частота покупок рыбы и морепродуктов выросла на 12%. Но это оказалось временным явлением: в первом полугодии 2015 года россияне стали покупать рыбу и морепродукты на 21% реже, чем годом ранее.

Импорт рыбной продукции существенно сократился. «До эмбарго мы импортировали 900 тыс. т в год, после эмбарго — не более 600 тыс. т», — объясняет руководитель аналитического центра Информационного агентства по рыболовству Тимур Митупов. Основным экспортером была Норвегия: ежегодно она продавала в Россию 400 тыс. т. Сейчас Россия импортирует рыбу преимущественно из стран Юго-Восточной Азии.

Сокращение объемов поставок привело к росту цен: по словам Митупова, за год они выросли не менее чем на 30%. Соответственно, вырос и средний чек потребителей. «Раньше замороженная рыба стоила 86 руб., а теперь стоит 150 руб., — приводит пример эксперт. — Из-за роста цены многие россияне пересмотрели потребление рыбы в пользу более дешевых продуктов, например курицы».

Однако частота покупок мяса, по данным «Ромира», тоже сократилась за истекший год, хотя не так существенно: падение составило 5%. Частота покупок овощей снизилась на 6%, сыров и сухофруктов — на 5%. Еще год назад картина была иной: в первом полугодии 2014 года потребление мяса увеличилось на 11%, сыров — на 2%, овощей — на 1%, потребление сухофруктов снизилось на 3%.

Дорогое удовольствие

Средний чек (не очищенный от инфляции) на продукты питания в первом полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос, следует из данных «Ромира». Больше всего подорожали сухофрукты (увеличение составило 40%), мясо (29%), фрукты (27%), рыба и морепродукты (25%), овощи (23%). Год назад рост среднего чека был не таким высоким: в первом полугодии 2014 года по сравнению с первым полугодием 2013 года больше всего подорожали рыба и морепродукты — на 14%, мясная гастрономия (колбасы и колбасные изделия) и фрукты — на 11%, сыры — на 10%.

Рост цен и снижение спроса на мясо связаны в первую очередь с девальвацией рубля и падением доходов потребителей, а не с эмбарго, считает руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. «Просто доходов у населения нет, вот оно и экономит на мясе, — объясняет он. — А объемы поставок мяса из Европы начали снижаться еще до эмбарго».

Но введение эмбарго стало причиной роста цен на сыры, уверен председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. «В связи с ограничением импорта сыров из европейских стран логистика стала сложнее, и это привело к определенному повышению цен на импортные сыры, — объясняет он. — На рост цен отечественных сыров повлияли инфляция, девальвация рубля и рост ставок на кредиты, вследствие которого произошло увеличение себестоимости продукции».

По данным Даниленко, в среднем по году в России цены на сыры выросли на 10–20%. Из-за этого снизилось и потребление примерно на 10%: покупательская способность не растет, поэтому потребители вынуждены пересматривать свою корзину потребления.

Доля влияния эмбарго на рост цен на продукты составляет не более 25%, уверен генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько. «Многие продукты, такие как, например, сухофрукты или овощи, в основном зарубежного происхождения, — говорит он. — Когда произошла девальвация рубля, цены на импортные продукты начали расти быстрее всего».

Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg