Бизнес, 07 ноя 2017, 12:51

СМИ узнали о зарегистрированном в США самолете самого богатого россиянина

Председатель правления и совладелец компании НОВАТЭК Леонид Михельсон является владельцем зарегистрированного в США бизнес-джета Gulfstream, пишет NYT со ссылкой на документы из расследования о «райских офшорах»
Читать в полной версии
Фото: Luke MacGregor / Reuters

Из попавших к журналистам документов юридической фирмы Appleby следует, что председатель правления и совладелец компании НОВАТЭК Леонид Михельсон является владельцем самолета Gulfstream, который зарегистрирован в США через Bank of Utah, пишет The New York Times. Издание напоминает, что НОВАТЭК находится под санкциями США.

Одно из направлений деятельности Bank of Utah — обеспечение американской юридической регистрации самолетов богатых иностранцев, отмечает газета. Банк делает это от своего имени, и имена настоящих владельцев, таким образом, не появляются в регистрационных записях самолетов. Всего под управлением Bank of Utah находится более 1390 таких доверительных счетов, по их числу он занимает второе место в стране.

Документы юридической фирмы Appleby показали, что услугами, которые предлагают Bank of Utah и другие американские компании, пользуются богатые клиенты из России, Африки и стран Ближнего Востока.

Как пишет издание, служащий банка был удивлен, когда узнал, что Bank of Utah оказывает помощь Михельсону в регистрации самолета. Он подтвердил, что компания, которая владеет самолетом, является клиентом банка с 2013 года, однако заявил, что имя Михельсона нигде в документах не упоминается.

История с самолетом, как пишет газета, началась в 2012 году, когда Appleby получила письмо из московского офиса фирмы Ernst&Young. Речь в нем шла о разработке сложной корпоративной схемы владения самолетом Gulfstream стоимостью $65 млн для неназванного клиента. В схеме должна была участвовать цепочка компаний из шести стран. «Эта структура должна позволить зарегистрировать самолет авиационными властями Соединенных Штатов», — приводит газета цитату из одного из писем, отправленных Светланой Якушиной из Ernst&Young​. В профиле Якушиной в LinkedIn указано, что она работает менеджером налоговой практики в компании с июня 2011 года.

С помощью этой схемы владелец бизнес-джета мог избежать определенных налогов, в частности на добавленную стоимость в размере 20%, если бы самолет был зарегистрирован и использован в Европейском союзе. Ernst&Young подготовила план использования налоговой лазейки на острове Мэн объемом шесть страниц, уточняет издание. Этот план предусматривал, что самолет будет принадлежать одной компании, а сдаваться в аренду другой, зарегистрированной в другом месте.

Схема владения начиналась c панамской компании Golden Star Aviation, которая зарегистрировала на острове Мэн бизнес-джет и передала в аренду компании SWGI Growth Fund, зарегистрированной на Каймановых островах. Издание утверждает, что обе компании контролируются Михельсоном.

Газета также отмечает, что адвокаты Appleby до июня 2013 года не знали о роли Михельсона в этой сделке. Им было только известно, что владелец Gulfstream был русским. Однако позже адвокаты получили от швейцарской фирмы, которая управляет финансами Михельсона, информацию о владельце, решили провести проверку и пришли к выводу, что работа на него будет связана с «высоким риском». Тем не менее они решили продолжить оказание услуг, поскольку власти США самого Михельсона в санкционные списки не вносили.

В пресс-службе НОВАТЭКа РБК заявили, что руководитель компании не будет давать комментарии о своем личном имуществе. «Любая деятельность Михельсона происходит строго в рамках правового поля и в соответствии с действующим законодательством. Он не считает нужным давать какие-либо комментарии относительно своей личной имущественной деятельности», — сказали в пресс-службе.

В официальном ответе Bank of Utah на статью в NYT говорится, что банк в своей деятельности руководствуется требованиями Федеральной авиационной администрации (FAA) и при возникновении вопросов действует с ней «рука об руку», принимая «неотложные соответствующие меры». Кроме того, по действующему законодательству банк не вправе распространять информацию о праве собственности, кроме случаев, когда запрос поступает из суда или государственного регулятора. «Поэтому Bank of Utah не имеет возможности обсуждать информацию о собственниках и их действиях в рамках клиентского портфеля, даже если часть этой информации стала достоянием общественности. Это вытекает из требований FAA и банковского надзора», — говорится в заявлении банка.

«В соответствии с нашей корпоративной политикой и договорами о конфиденциальности, мы не комментируем деятельность компаний или клиентов и не предоставляем какую-либо другую информации, связанную с ними», — говорится в ответе пресс-службы EY на запрос РБК. 

Документы юридической фирмы Appleby получила из неизвестного источника немецкая газета Süddeutsche Zeitung и передала их репортерам из Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ). Всего речь идет о 13,4 млн документов Appleby, работающей с фирмами на Кайманах, Бермудах, Гернси, Британских Виргинских островах и в других «офшорных гаванях». В расследовании, получившем название Paradise Papers («Райские досье») участвовали 382 журналиста из 96 СМИ из 67 стран мира, среди которых The Guardian, New York Times, «Новая газета».

Русская версия журнала Forbes в 2017 году оценила состояние Михельсона в $18,4 млрд. По версии издания, он является самым богатым российским бизнесменом, занимая первую строчку в рейтинге два года подряд.

Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис