Бизнес, 07 дек 2018, 15:34

Поход по магазинам: как Сбербанк повлияет на рынок кредитования товаров

Сбербанк выходит на рынок POS-кредитования и начинает под своим брендом выдавать потребительские кредиты — пока онлайн. Это вряд ли быстро изменит расклад сил в сегменте, но заставит другие банки активизировать борьбу за клиента
Читать в полной версии
Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

Сбербанк выходит на рынок POS-кредитования (выдачи кредитов в точках продаж товаров), говорится в сообщении банка. Кредиты будут предоставляться через Сеть, процесс не подразумевает участия в нем ни сотрудников банка, ни сотрудников интернет-магазинов — партнеров банка, в которых потенциальный заемщик намерен осуществить покупку.

Первоначально займы будут предлагаться через кредитный маркетплейс «Покупай со Сбербанком» на товары сотрудничающих с ним торговых площадок, но уже в 2019 году Сбербанк может начать предлагать кредиты и в традиционной рознице. В настоящее время оформить заявку на кредит могут держатели дебетовых карт Сбербанка, которые пользуются СМС-сервисом «Мобильный банк».

Функционал пока доступен только в web-версии «Сбербанк Онлайн», в мобильном приложении он появится в следующем году, пояснили РБК в пресс-службе Сбербанка. Информации о том, скольким клиентам будет доступна новая услуга, в банке не предоставили. По итогам 2017 года Сбербанк отчитывался о 29,4 млн пользователей СМС-сервиса «Мобильный банк» и 32,6 млн пользователей «Сбербанк Онлайн».

Задача Сбербанка — максимально закрыть потребности клиентов, как физических лиц, так и юридических, банковскими продуктами, одним из таких недостающих сервисов был до недавнего времени POS-кредит, прокомментировали в банке выход на новый рынок, не обозначив планы на целевую долю.

До этого Сбербанк под своим брендом POS-кредиты не предоставлял — с 2012 года этим занимался его дочерний банк Cetelem. Планировалось, что Cetelem займет на рынке долю в 25%, но по итогам 2016 года она составляла 7,5% (шестое место на рынке). В октябре 2017 года источники «Коммерсанта» допускали отказ Cetelem от выдачи кредитов в торговых сетях.

Ставка на удобство

На кредитных ставках в этом сегменте рынка запуск проекта Сбербанка сильно не скажется, считает директор по развитию бизнеса «БКС Премьер» Антон Граборов. В настоящее время, по его словам, уровень ставок Сбербанка по кредитным продуктам не сильно отличается от условий других игроков.

По данным ЦБ, среднерыночные ставки по POS-кредитам варьируются в диапазоне от 13,2 до 18,5% в зависимости от суммы и срока.

Сбербанк далеко не всегда предлагает самые выгодные с точки зрения стоимости продукты, соглашается управляющий директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Александр Сараев. Скорее всего, в новом проекте упор будет сделан именно на удобстве сервиса и интерактивности в принятии решения, чтобы пользователь мог осуществить покупку в кредит в несколько кликов, предполагает он. «Удобство и скорость могут стать более привлекательными для потребителей даже при условии более высоких ставок, чем у остальных», — отмечает аналитик.

В то же время появление еще одного крупного игрока в сегменте POS-кредитования усилит конкуренцию и будет стимулировать участников рынка активно развиваться и внедрять новые технологические решения, от чего в конечном счете выиграет потребитель, полагает вице-президент, директор по развитию партнерской сети Почта Банка Андрей Павлов.

Перспективный онлайн

Запуск кредитного маркетплейса и POS-кредитования онлайн не требуют от Сбербанка больших инвестиций, так как не подразумевают физического присутствия банка в точках продаж, говорит аналитик Moody’s Ольга Ульянова. Нацеленность именно на онлайн-нишу, по ее словам, позволит Сбербанку не конкурировать с лидерами POS-кредитования, присутствующими в магазинах.

В настоящее время у маркетплейса «Покупай со Сбербанком» 15 магазинов-партнеров, но все они за исключением одного — туроператора Unicorn — указаны на сайте со статусом «скоро».

Интернет-кредитование на рынке POS-кредитования сейчас занимает около 10%, говорит зампред ОТП-банка Александр Васильев. По его словам, это самое перспективное направление для рынка. Еще несколько лет назад доля онлайн-кредитов в общем числе POS-кредитов не превышала 2%, а сейчас, например, кредиты онлайн в крупных торговых сетях составляют 20%, указывает Александр Антоненко, зампред правления Хоум Кредит Банка, лидирующего на рынке POS-кредитования.

В онлайн-кредитовании немало своих нюансов; важно, чтобы заявка на такой кредит не требовала заполнения множества полей, а была компактной для тех, кто уже является клиентом банка, иначе они попросту уйдут с сайта заполнения, отмечает Антоненко.

Риски в сегменте POS-кредитования повышенные, но для госбанка они будут приемлемыми, если учитывать огромную клиентскую базу Сбербанка и, соответственно, накопленные знания о клиенте, включая кредитные истории, а также возможность использования прогрессивных технологий, говорит Антон Граборов.

Революции не будет

Основные сильные стороны Сбербанка — технологии и финансовая привлекательность предложения, считает Ольга Ульянова из Moody’s. В связи с этим Сбербанк выглядит как перспективный игрок, отмечает она, но рынок POS-кредитования достаточно ги​бкий и конкурентный, поэтому вряд ли приход Сбербанка быстро его перекроит, хотя борьба за клиента обострится.

Дела​ть конкретные прогнозы об изменении расстановки сил на рынке можно будет после того, как будут понятны стратегия и планы развития нового игрока в этом сегменте, замечает вице-президент Почта Банка Андрей Павлов.

Доля рынка некоторых игроков в сегменте POS-кредитования после прихода Сбербанка может существенно снизиться, допускает Антон Граборов. Но революции от запуска подобного проекта не произойдет, учитывая, что у Сбербанка уже был опыт запуска POS-кредитования на базе банка Cetelem и он оказался неудачным, отмечает эксперт. «В целом этот рынок [POS-кредитования] сужается в связи с замещением кредитными картами и картами рассрочки; ряд игроков, в том числе крупнейших, либо уже ушли с этого рынка, либо задумываются об этом», — заключает эксперт.

Сбербанк объявил о выходе на рынок POS-кредитования под своим брендом спустя два месяца после того, как от выдачи займов в магазинах отказался Альфа-банк.

За январь—октябрь 2018 года российские банки выдали POS-кредитов на 248 млрд руб. (на 20 млрд руб. больше, чем годом ранее), следует из данных исследовательской компании Frank RG. Последние три месяца рынок растет темпами 1,1–1,5%. Первое место по размеру кредитного портфеля в сегменте по состоянию на 1 ноября занимает Хоум Кредит Банк с 55 млрд руб. (18,2% рынка), второе — ОТП Банк с 32,9 млрд руб. (13,2%), почти наравне с ОТП идет Почта Банк с 32,1 млрд руб. (13%).

Pro
Под крылом: почему создать «единорога» в одиночку теперь почти нереаально
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
«Мужской грипп» не миф: почему мужчины хуже переносят простуду и ковид
Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании
Pro
На какой препарат теперь делает ставку производитель оземпика
Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить